Денис Мацуев: «Конкурс Чайковского — это самое гениальное время»

Добавлено 16 июня 2015 muzkarta

Александр Лубянцев (фортепиано), Валерий Гергиев (дирижер), Николай Хозяинов (фортепиано), Юрий Фаворин (фортепиано), Владимир Овчинников (фортепиано), Никита Мндоянц (композитор, фортепиано), Денис Мацуев (фортепиано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Динара Клинтон (фортепиано), Борис Березовский (фортепиано), Даниил Трифонов (композитор, фортепиано)

Юбилейный XV Международный конкурс имени Чайковского, посвящённый 175-летию со дня рождения великого композитора, начался в Москве. Торжественная церемония открытия главного музыкального события года состоялась в Большом зале консерватории. Ведущие церемонии — маэстро Валерий Гергиев и пианист Денис Мацуев, который в этом году вошёл и в состав жюри конкурса. «Конкурс Чайковского — это самое гениальное время, — сказал Денис Мацуев. — Электролизация вокруг Большого зала — это же гениально! Ни на одном конкурсе такого нет».

Церемонию открытия начали с возложения цветов к памятнику Петру Ильичу Чайковскому. В столичной консерватории собрались поклонники конкурса, десятки журналистов и, конечно, самые именитые музыканты, лауреаты прошлых лет. Там были и бывшие соперники, такие, как Владимир Овчинников и Питер Донохоу. В 1982 году они поделили между собой Вторую премию, Первую не присудили никому. Нынешний конкурс их примирил: теперь они вместе в составе жюри. В честь открытия смотра в Большом зале столичной консерватории выступили Большой симфонический оркестр под руководством Владимира Федосеева, пианист Даниил Трифонов, солистка Мариинского театра Ольга Бородина. В зале звучала только музыка Петра Ильича Чайковского.

Первыми в борьбу за награды XV Международного конкурса имени Чайковского сегодня вступают пианисты. Предварительные прослушивания проходили в закрытом формате. Публику в зал не пускали. Члены жюри, по традиции, сидели на балконе. Уже на прослушиваниях музыканты смогли показать такие высокие результаты, что жюри решило нарушить регламент и пропустить в первый тур больше участников, чем требовали правила конкурса. И это не единственный сюрприз, который преподнёс и еще преподнесёт главный музыкальный смотр страны.

После трех дней предварительных прослушиваний все участники собрались в Малом зале консерватории, чтобы узнать результаты. Но судьи вынесли свое решение не так скоро — почти ночью. На объявление результатов приехал маэстро Валерий Гергиев. Жюри, наконец, появилось на сцене в полном составе. Список участников первого тура огласил известный пианист Борис Березовский. Оказалось, что отобрали не 30, как было записано в регламенте, а 36 человек.

«Я хочу обратиться к нашей замечательной публике, — сказал член жюри Борис Березовский, — чтобы они приходили поддерживали наших любимцев, потому что члены жюри очень разные, вкусы разные, но мнение публики всегда на Конкурсе Чайковского учитывалось».

На этом конкурсе постарались сделать самую прозрачную систему судейства. В жюри все равны, нет председателей. Судят по новой системе — «да» или «нет». То, что в первый тур не попали известные российские пианисты Никита Мндоянц, Николай Хозяинов, Александр Лубянцев, для многих было неожиданностью. Особенно переживали за Лубянцева. В 2007 году он получил на Конкурсе Чайковского Третью премию, в 2011-м — Приз независимых критиков. В этом году попытался взять реванш, но не получилось.

После объявления результатов состоялась жеребьевка первого тура. Никита Абросимов вышел первым и вытянул первый номер! Но открывать соревнования он совсем не боится. Выйти на сцену Большого зала Московской консерватории мечтал с детства. Самое главное — правильно подобрать программу, говорит Абросимов.

«Тут важно, наверное, и общее впечатление от программы, сочетание между произведениями, это тоже имеет значение, поэтому мне нравятся все произведения которые я играю», — признается пианист Никита Абросимов.

В том, что секрет успеха — правильно подобранная программа, уверен и Юрий Фаворин, участник, выступающий под номером два. Но важна и вера в себя. Ведь конкуренция на этом конкурсе очень большая.

«Много очень достойных музыкантов. Музыкантов, на чьи концерты я бы пошел», — отмечает Фаворин.

После жеребьевки пианисты отправились репетировать 50-минутную программу первого тура и выбирать рояль. На сцену выставили четыре инструмента. На выбор каждому участнику давалось 20 минут.

«Я сажусь, и хотя бы за одним роялем я себя чувствую как совершенно целый человек, то есть полное слияние происходит, тогда, конечно, выбор достаточно простой», — говорит пианистка Динара Клинтон.

Программа первого тура состоит из более, чем пяти произведений. В выборе сочинений Чайковского у конкурсантов — большой простор, поскольку по правилам можно взять любое. Кто-то решил исполнить несколько коротких пьес, а кто-то, наоборот, произведения крупной формы. Что больше понравится жюри, узнаем 20 июня, когда объявят результаты первого тура.

tvkultura.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору