Денис Мацуев: Я не связан по рукам и ногам «эксклюзивными контрактами». Фото: PhotoXpress
Всемирно известный пианист Денис Мацуев впервые выступит с камерным оркестром «Вена-Берлин» в больших залах Московской консерватории 18 мая и Петербургской филармонии 19 мая. В программе их большого концертного тура, стартовавшего в зале венского Музикферайна, — музыка Моцарта, Чайковского, Шостаковича и Шнитке.
Вы впервые выступите с камерным оркестром «Вена-Берлин». Впервые о нем узнает и российская публика. Чем вас пленил этот новый коллектив?Денис Мацуев: Этот ансамбль, выступающий без дирижера, состоит из солистов Берлинского и Венского филармонических оркестров, которые собираются, как у нас говорят, по большим праздникам исполнять камерную музыку. Вам, наверное, известно, что собой представляют два этих великих оркестра? Возьмите по десять лучших солистов от каждого из них — и вы получите уникальное звучание, которое я бы назвал бриллиантовым. Гастрольные турне у них проходят раз в несколько лет, и их традицией стало выбирать для своих выступлений солиста, которыми были такие знаменитости, как скрипачка Анне-Софи Муттер и бас-баритон Томас Квастхофф. Для меня будет большой честью выступить с этим оркестром. Наши концерты будут записываться компанией «Дойче граммофон», которая выпустит диск.
Россия на карте их выступлений появилась благодаря вам?Денис Мацуев: Когда я узнал, что в гастрольном турне оркестра «Вена-Берлин», состоящем из концертов в 15 столицах мира, нет России, я подумал, что надо исправить эту несправедливость, и решил организовать им выступления в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Оренбурге. Российские слушатели должны услышать это бриллиантовое качество. Для меня огромая радость, что этот оркестр с его рафинированным звучанием включил в свою программу не только Маленькую ночную серенаду Моцарта, но и Струнную серенаду Чайковского, и Первый фортепианный концерт Шостаковича, и концерт Шнитке. Все это говорит о том, что подлинный талант наднационален. Стереотипы о том, что немецкий оркестр должен играть немецкую музыку, а русский — русскую, ушли далеко в прошлое. Можно вспомнить выдающиеся интерпретации Караяна, Тосканини, Бернстайна или Шолти симфоний Чайковского — это эталонные записи.
Проект выпускается в политически неспокойное время. Вопросы санкций не всплывали в связи с ним?Денис Мацуев: Музыка — это та территория, которой санкции, к счастью, не касаются, это островок, где не замешана политика. Хотя кое-кто и пытается спекулировать на эту тему. Если говорить обо мне, то все планы как были до 2019 года, так и остаются. В моем графике — 220 концертов в год, и они только прибавляются.
Какое место в вашем графике занимает Россия?Денис Мацуев: Россия занимает процентов тридцать, это одно из приоритетных направлений. Гастроли по нашей стране составляют важную часть моей жизни, помимо участия в деятельности фонда «Новые имена», куда мы отбираем молодые таланты со всей страны, даем мастер-классы, по итогам которых вручаем стипендии и занимаемся этой новой командой. Плюс общественная деятельность. Если что-то от меня зависит, я всегда стараюсь помочь. Плюс фестивали «Крещендо», «Звезды на Байкале» в Иркутске, во французском городке Анси. Готовится еще один очень яркий большой фестиваль в Европе.
Вы сказали о записи новых дисков. С какими компаниями продолжаете сотрудничество?Денис Мацуев: Мне удалось добиться на этом поле полной свободы выбора, я не связан по рукам и ногам «эксклюзивными контрактами». Особняком стоит сотрудничество с лейблом «Мариинский», с Валерием Гергиевым, руководящим Лондонским симфоническим и оркестром Мариинского театра. В планах — новые записи. К сожалению, звукозаписывающая индустрия находится сегодня в кризисе. Если раньше речь шла о миллионных продажах, то сегодня если 50 тысяч дисков продадутся — это считается рекордом. Но без записей жить невозможно, все должно сохраняться для истории.
В июне примете участие в жюри XV Международного конкурса Чайковского. Волнительно?Денис Мацуев: Конкурс — наш бренд, центральное событие в год 175-летия Чайковского. Я считаю его выдающимся достижением Никиты Сергеевича Хрущева, разрушившего своим приказом наградить первой премией Клиберна стереотип о политизированности этого события. А тогда напряженность внешнеполитических отношений (Карибский кризис) была посерьезнее, чем сейчас. Хрущев отреагировал на сомнения кому присуждать первую премию вопросом: «А что говорят специалисты?» На что получил в ответ: «Говорят, что Клиберн играет лучше всех». «Ну, так и давайте ему первую премию!» Клиберн, как известно, занимался в Джульярдской школе у Розины Левиной, учившейся в Московской консерватории одновременно с Рахманиновым. И вот когда он вышел к роялю и даже не заиграл, а запел абсолютно рахманиновской манерой, поразив всех, задав конкурсу высочайшую планку. При всем моем уважении и к конкурсу Шопена, и самого Клиберна в Америке, и Елизаветы в Брюсселе конкурс Чайковского стал самым мощным и громким во всех отношениях. В этом году в жюри будут работать выдающиеся музыканты мира, рядом со «старой гвардией» в нем примут участие и молодые музыканты, чтобы объективно выявить лучших из лучших.
Владимир Дудинwww.rg.ru