Пианист Денис Мацуев рассказал «Комсомолке», что он думает о нынешнем состязании
Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Подвел итоги XV Международный конкурс Чайковского — один из крупнейших на планете. Не обошлось без скандалов и даже пожара.
Жюри, состоящее из легендарных мировых музыкантов, определило победителей в трех инструментальных номинациях (фортепиано, скрипка и виолончель) и двух вокальных (мужское и женское пение). Кроме основных, есть еще спецпризы — например, приз критики, венчающий очень сложную ситуацию на конкурсе. Но об этом — ниже. Сначала представим лауреатов.
«Фортепиано» (эта номинация по негласной традиции считается самой главной на конкурсе):
I премия ($30 тыс.) присуждена Дмитрию Маслееву, II премия (и $20 тыс.) поделены между Лукасом Генюшасом (Россия — Литва) и американцем китайского происхождения Джорджем Ли. III премия и 10 тысяч долларов достались россиянам Сергею Редькину и Даниилу Харитонову. IV премию получил неофициальный кумир конкурса француз Люка Дебарг.
«Скрипка»: I премия не досталась никому. II премию получил Цзэнь Юй-Чень из Тайваня. III премия разделена: Гайк Казазян (Россия), Александра Конунова (Молдавия), Павел Милюков (Россия). IV премия у Клары-Джуми Кан (Германия) и Пом Сори Ким (Южная Корея).
Лучшим в категории
«Виолончель» назван румынский музыкант Андрей Ионица. Лучшей сольной певицей признана россиянка Юлия Маточкина, а лучшим певцом — Ганбаатар Ариунбатаар из Монголии.
Кто-то из обладателей первых премий получит Гран-при (и получит еще 100 тысяч долларов) — его имя будет объявлено 3 июля в Санкт-Петербурге. В финале традиционно звучит Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТПианист
Денис Мацуев, народный артист России, победивший в 1998 году на XI Международном конкурсе Чайковского, а с прошлого конкурса и член жюри, рассказал «Комсомолке», что он думает о нынешнем состязании:
— Утверждаю, что такого конкурса, как Конкурс Чайковского, больше нигде в мире нет. Его смотрели 10 миллионов человек, и наши участники в одночасье стали знамениты на весь мир уже с первого тура — неважно, прошли они дальше или нет. Это феноменальный результат. И наш конкурс стал источником позитивных новостей из России. Он — наше народное достояние, и уровень его запредельный! То, что в «Скрипке» не дали первую премию — это к сожалению, но так получилось. Я уверен, что там никаких закулисных игр не было и в помине. Что касается фортепианной части — тут я знаю все детали, я сам был в жюри и знаю мнение каждого своего коллеги. Более чистого и беспристрастного конкурса нет в мире вообще. В жюри не было ни одного заинтересованного преподавателя, никаких подводных течений, никто никого не тянул. Но конкурс — это не олимпиада, у нас нет минут, секунд, дистанций и дальности прыжка, хотя азарт такой, что и спортсменам не снился. Не было бы возрастных ограничений, я бы и сам, перемахнув барьеры, еще бы раз испытал это ликование. Кстати говоря, у меня была мысль сделать конкурс без возраста, прецеденты в мире есть. Я только что сам был по ту сторону баррикад, а теперь, будучи в жюри, я знаю, как чрезвычайно сложно выбрать, кто победит.
Нужно понимать, что судейство — огромный риск, цена ошибки велика. Но самое важное то, то каждый из финалистов имеет огромные перспективы. И у уже опытных Генюшаса и Редькина, у юного дарования Дани Харитонова, у феноменального виртуоза Джорджа Ли. Они — счастливцы. И конечно, вызывает восторг Люка Дебарг — открытие конкурса, ему бы надо дать отдельную первую премию за второй тур. Его французы отговаривали ехать: ты что, с ума сошел, куда ты лезешь, тебя там дальше порога или отбора никто не пустит. Но он покорил тут всю публику — его дарование огромно. Не только финалисты, но все участники Конкурса Чайковского могут сделать большую карьеру, поэтому обращать, кто какое место занял, не стоит, а говорить кто из них лучше — невозможно. Я всех их люблю — и многих уже пригласил на свои фестивали (У Дениса Мацуева их три — 2 в России и 1 во Франции —
прим. КП).
АНАТОМИЯ КОНКУРСАНововведения1. Теперь конкурс Чайковского окончательно поделен между Москвой и Петербургом (куда переехали вокальный и виолончельный конкурсы). Это разделение было инициативой Валерия Гергиева 4 года назад, во время предыдущего конкурса, когда все опасались (впрочем, напрасно), что ремонт Московской консерватории не будет закончен вовремя.
2. Самая прозрачная процедура голосования жюри и обнародования оценок. Гергиев и Мацуев также предложили дать возможность каждому участнику, не прошедшему в следующий тур, пообщаться с жюри. Можно спросить, почему, и получить ответ. Общение с жюри принято на многих конкурсах — у нас это впервые. Это поможет вернуть потускневшую славу и подрастерянный престиж Конкурса имени Чайковского, а подрастерян он был именно из-за вечно бушующих там интриг и фаворитизма, хотя, надо честно сказать, что все международный конкурсы — та еще бойня. «Открытые оценки — это фантастика для конкурса Чайковского, это немыслимо, такого еще не было», — говорит Мацуев.
3. Введено обязательное исполнение музыки Моцарта после второго тура (чтобы это учитывалось в результатах).
Специалисты считают, что «на Моцарте» музыкант раскрывается как на блюдечке. С одной стороны, казалось бы, Моцарт прост на слух, но с другой — именно эта прозрачность невероятно сложна для музыканта.
4. Денис Мацуев предложил возродить традицию идущую от Вана Клиберна (исторически важного первого победителя конкурса) — исполнение двух концертов подряд в финале. Да, говорит Мацуев, это испытание на выдержку, но кто сказал, что музыканту она не нужна?
5. Многие считают, что на конкурсе не хватает камерного тура — его, быть может введут впоследствии.
ПРОБЛЕМЫБлиже к завершению конкурса, 30 июня, в Консерватории ночью вспыхнул пожар — в самом центре Москвы на Большой Никитской улице. Причина-либо курение, либо короткое замыкание. Были эвакуированы 35 человек. Горели помещения на втором этаже и частично на третьем — площадь пожара 75 кв. метров. Пожарные прибыли в количестве 90 человек и справились с огнем за 3 часа. Примчался Денис Мацуев, Большой зал консерватории не пострадал, но нервотрепки хватило всем.
Тренд (для нас печальный): 21 век в музыке ознаменован совершенно массовым выходом на первые позиции исполнителей стран Азии. Китайские, японские, тайваньские, корейские музыканты побеждают в конкурсах, концертируют больше других (на лучших сценах Европы 2/3 исполнителей — азиаты). Они действительно великолепны и их успех — более чем заслужен. Они занимаются музыкой совершенно фанатично, их трудолюбие и техника на грани фантастики, их правительства поддерживают развитие культуры очень серьезно, в том числе и финансово. Но вот нюанс: учат иностранных музыкантов наши российские преподаватели, вынужденно меняя свои более чем скромные родные зарплаты на щедрые зарубежные гонорары. Азия не скупится. И с помощью прославленной российской школы готовит этой же школе конкурентов.
СКАНДАЛЫНеформатные гении. Например, 24-летний Люка Дебарг, звезда нынешнего состязания. Огромное обаяние, артистизм, чувственность и талант — пианист обзавелся чуть ли не фан-клубом, его обсуждали, спорили, восхищались. «Люка уносит в свой мир от реальности, как большой музыкант. Он не учитывает предпочтения жюри, на конкурсе так нельзя. Он — новое имя в мировой фортепианной школе. Ко многому можно придраться, но Баха и Равеля до Люки так гениально никто не играл. Он к тому же сам композитор!»
Он действительно уникален. Достичь таких высот, начав заниматься музыкой не в четыре-пять, как принято, а в 11 лет — это очень поздно для музыканта. Люка только в 20 лет решил стать профессионалом.
Судьба и жюри к нему развернулась спиной, хотя все ему пророчили Гран-при.
Но все же Дебаргу к скромной 4 премии достался приз критики, к тому же его продвигают на московскую сцену — в декабре в МДМ состоится его концерт. Приз критики ввели официально в 2011 году, из-за аналогичного скандала с пианистом Александром Лубянцевым, которого охотно называли гением, но в финал не пустили из-за «неформатности».
ДОСЛОВНО«Комсомолка» попросила прокомментировать ситуацию Лену Харакидзян, продюсера плауреата конкурса Лукаса Генюшаса
— В скрипичной номинации произошел возмутительный дележ! То, что первой премии не будет — стало неприятным сюрпризом. Публика молчала, аплодисментов не было. Клара-Джуми Кан расплакалась, узнав о четвертой, утешительной премии. Она и Гайк Казазян заслуживали гораздо большего, и это не только мое мнение. Мы до конкурса знаем отношение членов жюри к основным номинантам. Решающее значение в присуждении премий имеет, кто чей ученик. Учитель, если сам и не сидит в жюри, то имеет там друзей и недругов. Судейство в мужском пении — единственное, с чем все согласны.
Я не совсем согласна с судейством в конкурсной части фортепиано. Я бы за финальное исполнение Лукасом Генюшасом, 2 концерта Чайковского сразу дала бы Гран-при, но вопреки моим ожиданиям не только Гран-при — Лукаса уравняли во второй премии с исполнителем, с которым они совсем не равны.
И НАКОНЕЦ — О ПОБЕДИТЕЛЕ!То, что музыкальный мир тесен — очень вредит участникам, но кому-то отсутствие «заступников» только помогает. Например, победителю среди пианистов Дмитрию Маслееву. На него никто не ставил, за него никто не бился, он, «этот мальчик из Улан-Удэ», был совершенно никому не знаком — темная лошадка, при том, что он великолепный музыкант. По ходу конкурса он ни разу не выступил плохо и завоевывал новых и новых стронников. И в результате получилась прозрачная ситуация и абсолютно справедливая победа.
СПРАВКА КПКонкурс Чайковского проводится раз в четыре года, начиная с 1958 года (хотя его история уходит корнями в сталинскую эпоху). Первый конкурс проводится только среди пианистов и скрипачей. В этом году в юбилейном конкурсе приняли участие 228 исполнителей из 34 стран мира. Трансляцию в интернете (medici.tv) смотрели 10 миллионов человек в 147 странах. Неофициальное, кулуарное и ласковое имя конкурса — «Чайник».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕФранцузский с виду, русский он душойМеждународный конкурс имени Чайковского — мероприятие, конечно, очень статусное. Но, будем честными, рассчитанное на специфическую аудиторию. Способную по результатам прослушивания одного и того же музыкального произведения испытать либо ярко выраженное желание раздобыть тухлых яиц, либо острый приступ вселенского восторга.
И вот, значит, в этом году ценители классики накупили билетов, пришли в концертный зал, со значением вслушивались в каждую ноту, придирчиво оценивая участников, а в кулуарах обменивались ремарками типа «в этом году уровень особенно высок»
www.kp.ru