Визит Пермской оперы с Теодором Курентзисом в Москву на «Золотую маску» обернулся недельным штурмом столицы современным искусством. Кроме балета «Золушка» и радикальной оперы Cantos Алексея Сюмака на стихи Эзры Паунда (для солирующей скрипки, хора и ударных) в Большом зале консерватории прозвучала программа музыкального авангарда ХХ — ХХI веков, а в Hyundai motor studio на Новом Арбате состоялась «Лаборатория современного зрителя».
Теодор Курентзис сопровождал каждое сочинение собственной устной преамбулой. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Рискованной по сложности оказалась программа ночного концерта Курентзиса и мusicAeterna в Большом зале консерватории, где подряд звучали российские и московские премьеры авангардных партитур — марианские антифоны для смешанного хора и ударных Salve Regina крымского композитора, живущего в Вене, Алексея Ретинского, Cloud Ground — Концерт для скрипки с оркестром берлинца Сергея Невского и монументальное Coro для 40 голосов и 44 инструментов Лучано Берио. И хотя Курентзис сопровождал каждое сочинение собственной устной преамбулой, погружая публику в тонкие материи духовных энергий и звуковых экспериментов, не вся публика оказалась готова выдержать трехчасовой марафон партитур авангарда. Во втором отделении концерта зал опустел почти вполовину.
И было бы странным, если бы Курентзис, исполняя эту музыку, не нашел, как он выразился в своих речах, «нитку», которая тянулась бы через все эти партитуры, проступая стежками общих идей.
Суть он почувствовал в негативной, разрушительной энергии современного мира с его звуками милитаризма, не-слышанием пения ангелов, хаосом техногенной цивилизации, подавляющей голос человеческого существа.
В Salve Regina («Радуйся Царице») Ретинского звучал абсолютно волшебный по звуку григорианский хорал — гимн Богородице, взвивающийся под жесткими ударами перкуссии тревожными «птичьими» перекличками сопрано, раздававшимися с боковых балконов зала.
В Cloud Ground Невского (солистка Елена Ревич, для которой и был написан этот концерт) Курентзис воссоздавал какую-то абсолютно фантасмагорическую картину мира. Здесь «память» культуры (непрерывно повторяющийся барочный граунд) искажалась жесткими накатами перкуссии, резкими «вспышками» в оркестре, жутковатым скрежетом по стеклу, пенопласту, наслаиваясь все новыми и новыми звуковыми пластами и все время возвращаясь назад к старинной барочной формуле.
Свою «антологию» Курентзис завершил амбициозным сочинением Берио Coro, — в исполнении хора и оркестра мusicAeterna. 40 голосов и 44 инструмента звучат не отдельными блоками, а слиты в оркестре: певцы сидят рядом с оркестрантами у пультов. «Ниткой» коллажа из песен разных стран стала бесконечно повторяющаяся строка из Пабло Неруды — «Выходи на улицу, и ты увидишь, что она залита кровью», определившая жесткий звуковой континуум сочинения. У Курентзиса эта грандиозная фреска обрела масштабы универсального мифа.
Источник:
rg.ru