Произведения современных композиторов. Теодор Курентзис и его оркестр удивили московскую публику

Добавлено 10 февраля 2018 волонтер

Елена Ревич (скрипка), Большой зал Московской консерватории, Теодор Курентзис (дирижер)

Марианские антифоны для смешанного хора и ударных. Теодор Курентзис и его оркестр в очередной раз удивили московскую публику. В Большом зале консерватории прозвучала новая программа, в которой объединены, казалось бы, абсолютно несочетаемые сочинения XX и XXI веков. Репортаж Анны Галинской.

Пока двери в консерваторию закрыты, в Большом зале происходит самое важное — композитор и дирижер примеряют звук. Это пространство рассчитано на 1700 мест, и все они будут во власти небольшого хора. Музыкальная ночь в консерватории должна начаться с синтеза Григорианских песнопений и современной музыки — совсем новое сочинение Алексея Ретинского еще ни разу не звучало в России. Теодор Курентзис предупредил, на этот раз ничего привычного публика не услышит.

«Если я попытаюсь сейчас это как-то вербализировать. Я, пожалуй, солгу вам. Пусть музыка скажет сегодня сама за себя», — подчеркнул композитор Алексей Ретинский.

Это произведение звучало всего лишь раз, в Киеве, там его и услышал Курентзис. Прошло всего несколько месяцев, и вот оно — на одной из лучших российских сцен. Вообще, этой ночью в Москве звучали лишь премьеры. Не слышали здесь ни «Coro» Лучано Берио, симфонический опус, который он посвятил своей жене, ни скрипичный концерт Сергея Невского. Он был написан специально для Курентзиса и скрипачки Елены Ревич.

«Играть ее мне интересно. Конечно, она немного провокативна или провокационна, никогда не знаешь: какова будет реакция публики», — поделилась Елена Ревич.

Музыку Сергея Невского называют авангардной. Он же ее никак не классифицирует, передает право следующим поколениям. Говорит, что у внимательного слушателя с восприятием сложностей возникнет столько же, сколько при прослушивании, например, Скрипичного концерта Бетховена. Правда, здесь, помимо классических инструментов, задействованы еще и столовые приборы, и граненые стакана. Их, кстати, еле нашли в Штутгарте, где было премьерное исполнение.

«Нашли в бюро радиостанции у прекрасной секретарши. На самом деле, стаканы — это такой же ударный инструмент, как и все остальные. Ими касаются друг друга, трут, и они создают очень воздушный звук, прозрачный, который очень хорошо слышно на фоне скрипичного соло», — рассказал композитор Сергей Невский.

Это первое сочинение Невского для симфонического оркестра. Опыт оказался удачным, и уже на следующий год намечена еще одна совместная премьера.

Источник: tvkultura.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору