Открытие 2 октября 2014 года в Белгородском государственном художественном музее экспозиции гравюр великого Альбрехта Дюрера стало для посетителей царским подарком, приуроченным к проведению Второго Белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств памяти С. С. Косенкова.«Альбрехт Дюрер» — так называется выставка, уникальные экспонаты которой предоставил Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, — один из трёх счастливых музеев-обладателей небольших коллекций гениального мастера во всём государстве Российском.
Дело в том, что, помимо Вятки, в Российской Федерации держателями произведений Дюрера являются лишь Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Альбрехт Дюрер в Белгородском художественном музее»>Следует отметить, что крупнейшие музеи мира почитают за честь хранить любые свидетельства творчества этого художника. И вот сегодня его работы из серии «Малые „Страсти Христовы“ — в Белгороде. Присутствовавшая на открытии выставки Ираида Кувалдина — сотрудник Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых, специалист по западноевропейской гравюре рассказала, как эстампы были получены из Московского отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины в 1920 году.
„Малые страсти“ — это оттиски с досок, которые А. Дюрер резал собственноручно, теми необыкновенными пальцами, которые каждый его почитатель знает по знаменитому живописному автопортрету (1500 г., Старая пинакотека, Мюнхен). Написанное строго анфас, его правильное лицо, обрамлённое длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора: „Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот… пажить найдёт“ (Ин 10,9).
Возможно, таким образом выражалась тяга художника к самопознанию. Таким он видел себя — в образе Христа. И потом во многих картинах на библейские темы он будет вписывать автопортреты — как бы ставя себя между Богом и людьми.
Интересно, что фамилия его отца, венгра по национальности, изначально была Айтоши (Ajtósi) — от венгерского слова ajtó, что означает „дверь“. После переезда в Нюрнберг, он „перевел“ свою фамилию на немецкий язык и стал называться Türer (от немецкого слова Tür — „дверь“). Впоследствии фамилия трансформировалась в Dürer.
И в творчестве уже состоявшегося А. Дюрера периодически возникает тема „входа“. Своеобразны монограммы художника: буква „А“ изображена у него в виде арки, а внутри неё — буква „Д“.
Альбрехт Дюрер в Белгородском художественном музее»>Именно А. Дюрер превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. В его графическом творчестве получил выражение неуёмный, мятущийся дух его натуры, волновавшие его нравственные коллизии.
Главнейшие из дюреровских гравюр представлены религиозными сюжетами, которые он трактовал согласно духу времени: он сочувствовал некоторым гуманистическим идеям реформации, ставящим во главу угла человека.
«Малые страсти» считаются самой многочисленной частью из всех графических серий Альбрехта Дюрера. В коллекции Вятского художественного музея 36 работ, но в Белгород приехало 23 гравюры по причине сохранности — к остальным время было менее милосердно: графика крайне восприимчива к температуре воздуха, влажности и свету. Листы обработаны специальным составом, отчего стали ещё более фоточувствительны. Поэтому их разместили в экспозиционном зале без окон.
Альбрехт Дюрер»>Название «Малые Страсти Христовы» серия получила потому, что это очень маленькие гравюры, форматом с ладонь. Над этой серией мастер работал в 1509–1511 годах. В Германии в начале XVI века эстампы Дюрера использовались как иллюстрации к молитвословам. Известно, что первый титульный листок — изображение Христа на камне — художник подарил двум монархам (Максимилиану I и затем Карлу V). Но сама доска, видимо, погибла.
Данные листы, снабжённые авторскими монограммами, — сюжеты о жизни Христа. «Рождество Христово», «Се человек», «Пилат умывает руки» и так далее — каждая гравюра посвящена какому-то событию, описываемому в Евангелии или апокрифах.
Альбрехт Дюрер открылась 2 октября в Белгородском художественном музее»>С некоторым вызовом Дюрер помещает библейские события в современные ему интерьеры. На гравюре «Благовещение» Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве Благую весть на фоне кровати под балдахином (так устраивали спальное место в Европе того времени), на гравюре «Христос в Эммаусе» Его ученики сидят в немецком одеянии и в больших немецких шляпах.
Вольная трактовка Евангелия прочитывается и на гравюре «Явление Христа Марии Магдалине»: «…обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус…, думая, что это садовник…» (Ин.20, 14–15). А. Дюрер изображает Христа в широкополой шляпе и с лопатой, иллюстрируя, скорее, мысли Марии Магдалины. Кроме того, на гравюрах А. Дюрера композиция, перспектива подчиняется земным законам, а не каноническим законам иконы.
Говоря о произведениях искусства, мы нередко присваиваем себе право судить, «что этим хотел сказать художник». Может быть, что это могло произойти с нами рядом?
Альбрехт Дюрер в Белгороде — это наиболее значительное культурное событие года»>Формат изысканных плакеток, представленных в экспозиции, придаёт выставке камерный характер, а за ювелирность исполнения их хочется назвать миниатюрами.
Белгородский художественный музей ожидает «в гости к Дюреру» взыскательного и вдумчивого зрителя. По словам одного из посетителей вернисажа: «Если принимать во внимание масштаб личности Мастера, — в Белгороде это наиболее значительное культурное событие года».
Продолжая же ассоциативный ряд с фамилией, которая тоже «словно бы говорит»: перед нами — вход в высокое искусство, и каждый волен войти и приобщиться.
Специально для А-фишки, Анна Мазурова (фото Романа Никулина)Дата публикации:
02.10.2014