На «Новый Русский квартет» в Петрозаводске билеты можно было купить, как в советские времена на «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» – только с рук.
Фото Натальи ЕрмолинойАнтонин Дворжак, композитор-романтик из Чехии, для русских меломанов известен. Со школы в знаменитой хулиганской переделке композитору отведено важное место: «Вышел на Дворжак, сделал Бах, вытер Шопена Листом». В анекдоты и народные, пусть и неприличные истории входят только популярные персонажи.
Что мы знаем о Дворжаке?
Только то, что написано в энциклопедиях. Родился в семье мясника, рано стал играть на цитре, окончил деревенскую школу. Играл в оркестре, влюбился в студентку, но женился на ее сестре. Родил 9 детей. Заболел Америкой, жил там, увлекался спиричуэлами. А его хитовые произведения, опусы, пронумерованные и вразнобой, его «Славянские танцы», опера «Русалка» — это популярные у русских меломанов шедевры. Но Петрозаводску повезло. При помощи филармонии мы послушали не только Шуберта, Моцарта и Турина, но и «Американский квартет» Дворжака.
Второй повод для радости – «Новый Русский квартет», струнная четверка: две скрипки, альт и виолончель – настоящий деликатес во время осеннего авитаминоза.
Сам коллектив, прославленный и созданный из сплошных звезд и лауреатов, – удивительный пример командной игры, когда вместо мяча мы наблюдаем музыкальную точную подачу и коллективную атаку на слушателя. Лаконичность черной сцены Национального театра, приютившего концерт в связи с ремонтом сцены филармонической, удачно гармонировала с тонкими материями скрипичных мелодий.
Во время столь хрупкого, но прочного вечера невольно думаешь о физиологии. Во-первых, игра на струнном инструменте сродни нейрохирургии: один шов не туда – и все поползло вкривь.Поэтому ты должен по локоть в нейронной системе смелыми стежками прокладывать путь к жизненным центрам.
Вот стоит, допустим, в сельском клубе хороший рояль, который купил еще председатель колхоза на советские рубли, а играть некому. Люська, музработник, забеременела, родила. Потом второго, потом перестройка началась. Потом колхоз закрыли. А рояль стоит. Молчит. По ночам собирает призраков. И вдруг появляется в селе рукастый настройщик, пыль сметает, все нутро перебирает, звук отлаживает. И полилось серебро на весь клуб.
Так и мы, бегаем-бегаем, офисы-шмофисы, вечером на бегу покормить семью, котов, если успевается, заплатить за квартиру. И на последней минуте вбежать в зал. Потому что билеты на культурное мероприятие куплены (втюханы, подарены, выиграны). И ты сидишь первые пять-семь минут, как тот рояль в сельском клубе – бу-бу-бу… Пустота и паутина. А потом тебя начинают настраивать. Эти тонкие присвисты альта, кого они не настроят? А скрипка есенинским писком по сердцу как защемит, так ты и сидишь весь настроенный, звенишь изнутри. Уже забы
л про свои наспех поджаренные котлеты. Ты к той жизни вообще не имеешь уже отношения. Ты внутри большой гармоничной системы, прекрасно отлаженной и звучащей, как ангельские трубы у врат рая.
Виолончель Алексея Стеблева настроит каждого на тонкие миры.
А если нам так хорошо, то как же, думаю я, должно вставлять самих струнных исполнителей. Высокий класс и сыгранность порой не дают отметить кого-то одного, когда весь состав работает на этот идеальный звук, кого тут отлепить, присмотреться — все хороши.
Но у «Нового Русского квартета» есть радость для глаз и действо для души – первая скрипка Юлия Игонина. Она играет, как блаженная, юродивая, одержимая. Я бы даже сказала, что она занюхивает скрипку, как кокаиновую дорожку. И ей вставляет. Как и нам.Наркотический концерт от «Нового Русского квартета» состоял из двух часовых отделений, но, как любой допинг, очень быстро закончился, однако действие имел длительное, глубокое, поразившее и ум, и сердце, и нервную систему. На такой наркотик я согласна подсесть. И завязывать не собираюсь.
Наталья ЕрмолинаИА «Республика Карелия»