Интервью с художественным руководителем фестиваля Дмитрием Булгаковым
XVI Фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдет в январе 2013 года в Малом зале Московской консерватории с 6 по 12 января. Одна из главных задач, которые ставит перед собой Фестиваль — возвращение талантливых музыкантов на Родину, и это во многом определило философию и сложившийся за эти годы формат фестиваля. Фестиваль традиционно проходит в Москве в начале января, поскольку именно на новогодние каникулы съезжались в Россию студенты престижных европейских музыкальных вузов — бывшие выпускники Гнесинки и Московской консерватории. Художественное руководство Фестивалем осуществляют Роман Минц и Дмитрий Булгаков.
— Дмитрий, фестиваль в январе пройдет уже в 16-й раз. Чем новым порадуете друзей и поклонников? И к чему вернетесь? — Мы всегда возвращаемся к нескольким программным принципам фестиваля. Это 3 тематических концерта (на этот раз их темы мы сформулировали как «Путевые заметки», «Война» и «Исход») и традиционный «Концерт по заявкам» исполнителей. Все так же на Фестивале не повторяется музыка — все произведения исполняются только один раз. Ну, и так получается, что в четырех концертах каждый год принимает участие 35–45 музыкантов. Это количество никак не «программируется» — просто оказалось, что это необходимое число артистов. Собственно, из правила не повторять темы концертов и произведения и состоит новизна каждого следующего Фестиваля.
Ну, и, конечно, каждый год к постоянным участникам проекта присоединяются новые исполнители. Это радует нас, и, думаю, интересно для нашей публики. В этом году впервые на фестивале сыграют пианисты Елена Лисициан и Вадим Холоденко, виолончелист Александр Бузлов и несколько других великолепных музыкантов.
— Как возникали темы концертов этого года — что навеяло? — Как правило, темы рождаются из конкретных музыкальных произведений. Так, тема «Путевые заметки» (этим концертом 6 января мы открываем фестиваль) родилась при изучении партитуры и истории создания «Вечера в Грузии» Ипполитова-Иванова. Когда я понял, что произведение написано именно под личным впечатлением автора от его пребывания в Грузии, возникла идея посмотреть, как путешествовали и что писали на тему своих поездок композиторы.
«Война» (8 января) — это не музыка о войне, а музыка во время войны. О чем писали, что чувствовали авторы во время различных войн…
10 января, «Исход»: музыка, написанная незадолго до или сразу после эмиграции. Эта тема, напротив, навеяна сегодняшним «чемоданным» настроением вокруг. Причем ощущается это очень остро. Тема отъезда в последние годы вернулась в постоянный круг обсуждаемых вопросов. Это совсем не радостное ощущение, которое диссонирует с названием нашего Фестиваля, но мы всего лишь смотрим вокруг и констатируем очевидный для нас факт… Интересно, что идею для концерта подсказал человек не из мира музыки. Мой друг, который думал о ситуации в стране и спросил, нет ли желания сделать концерт именно на эту тему.
— В прошлом году фестиваль перебрался из Рахманиновского зала в Малый. Как вам на новом месте? — Привыкаем. Стараемся не потерять домашнюю теплую атмосферу Рахманиновского зала в более академичном, строгом Малом. Кажется, в первый год это почти удалось.
— Как и когда возникла идея вывезти фестиваль «на экспорт» в Эстонию? — Наш летний фестиваль проходит на острове Хийумаа. С этим островом меня связывает многолетняя любовь. Это одно из самых прекрасных мест, где мне приходилось бывать! Хотелось поделиться с друзьями красотой и покоем этой земли. И привезти на остров хороших музыкантов из разных стран. Идея возникла в 2005 году, и с 2006 года каждый июль мы проводим «Hiiumaa Homecoming Festival» в Эстонии — при всесторонней поддержке принимающей стороны и совершенно замечательном к нам отношении.
— Там вы предлагаете слушателям программы, уже обкатанные на январских «Возвращениях», — или опять же придумываете новые темы? — Бывает по-разному. Летний Фестиваль не предполагает столь строгого подхода к выбору программ. Стараемся исполнять пожелания музыкантов. Хорошо, когда удается попробовать новые произведения, с прицелом и на московский проект.
Недавно состоялся наш совместный концерт с Таллиннским камерным оркестром. Сначала на острове, а потом повторили программу в московском Концертном зале «Оркестрион». Одним словом, есть уже мостики между двумя фестивалями и новые музыкальные и человеческие впечатления. С удовольствием знакомимся с эстонской музыкой, имеющей богатые традиции. С музыкой известного эстонского композитора Эркки- Свена Тююра мы подружились на Хийумаа (он там, кстати, и живет), а потом не один раз исполняли в Москве.
— Судя по всему, вам в ваши 16 лет уже мало рождественских встреч и эстонских вояжей, так что и Новый год встречать вы теперь стараетесь в трудах. Это — новая традиция «Возвращения»? — Новогодний концерт во «Дворце на Яузе» 31 декабря мы проводим второй раз, пока сложно назвать это традицией. Но первый опыт прошлого года, как мне кажется, удался. В этом году наша программа называется «Времена {Нового} Года». В программе музыка четырех времен года от эпохи барокко до ХХ века. Но там вы не услышите Вивальди и Пьяццоллу. Мы собрали совсем другой, не «заигранный» репертуар.
Проводить Старый Год в компании друзей, прекрасных музыкантов, — это, по-моему, очень теплая и правильная история.
— Сделать фестиваль не так-то просто. Но всю эту массу усилий, как я понимаю, вы прилагаете не столько ради коммерчески убедительного результата, но, в первую очередь, ради удовольствия от совместного музицирования, — а это довольно утонченные, гедонистические радости. Чем зарабатываете себе на хлеб?— Фестиваль никогда не являлся источником заработка ни для исполнителей, ни для организаторов. Это 100% не коммерческий проект. Каждый из участников — состоявшийся музыкант. Его кормят концерты, работа в оркестрах, преподавательская деятельность, возможно, и другие заработки, о которых я не знаю.
— И Вы, и Роман Минц, и многие другие участники «Возвращения» — востребованные преподаватели. Чему вы можете и чему хотите научить своих учеников? — Мы делимся с учениками накопленным опытом, собранным в разных странах. Надеюсь, что это полезно для них, и знаю, что это интересная работа для нас. Стараюсь «не копить секреты». Делюсь всем, что считаю важным и необходимым для профессии. И очень хочу, что бы ученики выросли открытыми миру. В широком смысле слова. И музыкально, и ментально.
— «Возвращенцы» — не новички и в звукозаписи. Как часто вам удается «остановить прекрасное мгновение» в музыке — и не разочаровывают ли результаты? — Мы несколько лет сотрудничаем с английским лейблом «Quartz Music», на нем вышло около десяти дисков участников фестиваля. Для меня это интересный опыт, и выход каждого диска — радостное событие. Результаты же лучше оценивать «независимому слушателю» (
улыбается).
— Конец каждого года — это время подведения неких итогов. Нынешний декабрь для многих и подавно полон апокалиптических настроений. Что думаете Вы об этом — и что было для Вас самым важным событием уходящего 2012 года? — Для меня лично самым важным является пробуждение нашего общества. В этом году мы вспомнили о чувстве собственного достоинства, вновь учимся отстаивать свои права, права людей близких — и совсем незнакомых. Это кардинальное изменение общественного сознания дает надежду, что время «апокалипсиса» в нашей стране повернуло вспять.
Беседовала Светлана Остужева«Частный корреспондент»: Музыка
Комментарии
Аноним, 13 декабря 2012:
Отличный фест! Организаторам респект. Ребята, это супер-мега круто. Пять баллов.