Пока футбольные фанаты разных стран метелят друг друга на «Евро-2016» во Франции, мы в Самарской филармонии слушаем интернациональный франко-русский джаз. Слушаем, наслаждаемся и восхищаемся.
Франсис Видил играет на трубе уже 40 лет. Впервые музыкант увидел этот инструмент, когда ему было двенадцать. Это была старенькая-престаренькая труба в маленьком магазинчике. Но мальчик влюбился в нее с первого взгляда и попросил отца-органиста купить ее, чтобы играть одновременно и на трубе и на органе. Так детская фантазия Франсиса Видиля воплотилась во взрослую прекрасную реальность. Теперь он — мультиинструменталист, владеющий игрой на 10 музыкальных инструментах. «И швец, и жнец, и на дуде игрец», — скажут про него одни. «Гай Юлий Цезарь в музыке!» — скажут другие.
Рай для Франсиса Видиля — это не заоблачные дали, а сцена, заполненная музыкальными инструментами. В этакий Эдем он вошел на сцене Самарской филармонии. Перед ним и публикой — орган, труба, колокола, два рояля, клавесин… В роли второго героя райского сада в этот вечер выступил великолепный импровизатор, аранжировщик и саксофонист Сергей Васильев.
Легко и непринужденно Франсис Видил переходит в музыкальной импровизации от органа к колоколам, где рокот органных труб соединяется с серебряными колокольчиками. А потом он совершенно незаметно оказывается у рояля, затем у клавесина… И вновь возвращается к роялю, органу и одновременно к трубе, звучащей в его партитуре — особой золотой краской. И вдруг перед нами возникает образ монументального замка, по стенам которого поднимается гибкая, словно виноградная лоза, мелодия. И на гармонико-ритмический фундамент этой органной крепости нанизываются мотивы разных инструментов, исполняемых самим французским музыкантом и Сергеем Васильевым.
А вот мы, будто смотрим старый добрый фильм о старинном городке у моря, с рыбацким причалом и цветущей акацией и каштанами на берегу. Картина с оттенком светлой ностальгии о чем-то прекрасном, блоковском и давно ушедшем: «И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли…» Впрочем, каждый, наверняка, думал о своем… Но каждый несомненно думал о чем-то светлом…
И эти ностальгические краски франко-российского дуэта сменялись калейдоскопом любимых мелодий джазовых стандартов: саксофонист жарил со сверхзвуковой скоростью на своем музыкальном истребителе по просторам органных ритмов и гармоний.
И вновь неожиданный поворот в сюжете вечера не давал публике опомниться и перевести дыхание. Внезапно возникала импровизация французского мультиинструменталиста, в которой залихватски и вполне по-русски переплетались темы родного «полюшка» и мендельсоновского марша, моцартовского родно и «черных очей». И уж вспомнишь тут любимый наш «оливье» с французским названием и русской душой! И еще подумаешь про 30-его годы прошлого века: а что бы об этом великолепном концерте, к примеру, написали тогда? Однозначно прилепили бы ярлык «сумбур вместо музыки»… А сегодня мы свободно можем наслаждаться этим чудесным музыкальным хулиганством. И век наш с таким добродушием суммирует все предыдущие музыкальные эпохи, что хвала ему за это стилистическое всепрощение!
А музыканты вновь продолжают удивлять слушателей. Франсис Видил и Сергей Васильев вступают в джазовый поединок, совмещая несовместимое и создавая новое. Барочный рок клавесина и саксофона. Эдакий — рок-барокк! Темы разных эпох встречаются в их джазовой импровизации как герои увлекательного романа. Встречаются, чтобы изменившись, идти дальше и увлекать за собой слушателей… А потом публика не может расстаться с героями этого романа и неоднократно вызывает их на бис… Жаркий концертный вечер 15 июня окончен на самой высокой эмоциональной ноте…
Возвращаюсь к всепоглощающей в високосное лето теме футбола… Пока кто-то тяжело болеет от нерайских эмоций из-за проигрыша сборной в матче со Словакией на «Евро-2016» во Франции, кто-то здесь, в Самарской филармонии, выздоровел после франко-русского сверхзвукового джаза от чудесного эликсира, который называется — Музыка!
Текст: Юлия Шумилина
filarm.ruФото: Денис Егоров
Франко-русский сверхзвуковой джаз (фоторепортаж)