15 апреля в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся заключительный концерт III фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Прозвучали симфонические произведения Григория Свиридова «Маленький триптих» и Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель».
Исполнители — симфонический оркестр БГФ под управлением Дмитрия Филатова и народный артист РФ Валерий Баринов (Москва).
Название концерта «Куда ты мчишься, тройка-Русь?», несомненно, было подсказано превалирующим в обоих самых популярных оркестровых сочинениях Свиридова образом дороги; образом, который со времён Пушкина и Гоголя становится едва ли не главным образом-символом русского искусства 19 и 20 вв. И «Маленький триптих» (1964), и Музыкальные иллюстрации к «Метели» (1974) — сочинения – «юбиляры», и тем более знаменательно их появление в завершающем концерте фестиваля.
Исследователи считают, что все немногочисленные послевоенные сочинения Свиридова для симфонического оркестра, инструментальные сочинения зрелого периода связаны с основной «вокальной» линией его творчества, и небольшой десятиминутный «Маленький триптих» занимает среди них особое место.
Напомним, что он появился в пору начавшейся международной известности Свиридова и был одним из его первых сочинений исполненных за рубежом, на фестивале русской музыки во Франции в мае 1969 года.
Именно тогда Запад открыл для себя музыку «русского романтика ХХ века, композитора с огромным воображением и своеобразным музыкальным языком». Именно о прозвучавших тогда сочинениях, в т. ч. имея в виду и «Маленький триптих», французский музыковед Рене Гофман писал: «В музыке Свиридова с неотразимой мощью поёт вся Россия: Россия Киева и Новгорода, Москвы и Казани, Россия 19 и 20 веков».
Музыка трёхчастного «Маленького триптиха», поражающая своей первозданной свежестью и родниковой чистотой, отличается удивительной ёмкостью, обобщённостью и концентрированностью музыкальных образов. Эти образы русской истории, русской природы, образы России столь же глубоко самобытно национальны, как и образы русских икон. Хотя части не имеют никаких программных подзаголовков, их музыкальный язык настолько образно-ассоциативен, что направляет воображение слушателя безошибочно-точно.
1-я часть (Умеренно быстро) рождает целый сгусток впечатлений от начальной темы — хорала у струнных, в которой соединились крестьянская протяжная песня и русское культовое пение, знаменный распев. Этим соединением возвышенности тона и эмоциональной теплоты, строгости и раскованности пронизаны все части триптиха.
Очень лаконичная 2-я часть с «распирающим» её мощным хоралом меди (С силой, торжественно) воспринимается как отзвуки трагических страниц истории России. Искромётная и звонкая 3-я часть (Умеренно быстро) — образ радости бытия. На безостановочном взлёте стремительно бегущих струнных музыка прерывается неожиданным ударом, завершаясь прощанием, в котором звучит просветлённое осознание вечности жизни.
Знаменитые Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974 г.) возникли на основе музыки к одноимённому кинофильму 1964 года. Самое популярное, не сходящее с эстрады оркестровое сочинение Свиридова звучит, по меньшей мере, в трёх ипостасях: как законченные номера сюиты, как 9-частная сюита целиком, как целостная музыкально-поэтическая композиция для актёра-чтеца и симфонического оркестра.
Георгий Свиридов считал, что музыкальное произведение на словесной основе — поэтической или прозаической — может существовать только тогда, когда музыка может добавлять нечто новое к стихам или литературному произведению, и музыка к «Метели» — едва ли не лучшее подтверждение этой основополагающей эстетической установки великого Мастера.
При всей своей сверхпопулярности, свиридовская музыка конгениальна пушкинскому первоисточнику. С самого своего рождения она привлекает и музыкантов, и актёров как уникальный опыт музыкально-литературной формы, до сих пор непревзойдённый по точности сложного взаимодействия разных видов искусств.
В сопровождаемом музыкой Свиридова мощном и масштабном исполнении пушкинской прозы Валерием Бариновым первоначальная ироническая интонация «анекдота из провинциальной жизни» постепенно сменялась глубокой выразительностью истинных драматических переживаний, всегда вызывающих в слушательском сознании один и тот же отклик — сопереживание, катарсис. За что после бурных оваций в свой адрес артист и поблагодарил белгородских слушателей.
Итак, III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи», ставший одной из первых российский акций, посвящённых в Год культуры в РФ предстоящему 100-летию со дня рождения Г. В. Свиридова, завершён.
Но как предварила прощание со зрителями ведущая концерта заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко, не за горами год в котором будет отмечаться 110-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича. И музыка другого гения русской советской музыки 20 века станет «наполнением» будущих «Шереметевских музыкальных ассамблей»
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)