Юбилей Струнного квартета имени И. Ф. Стравинского
Малый зал филармонии имени М. И. Глинки в сезоне 2017/2018 года предлагает любителям камерно-инструментальной музыки второй абонемент «Musica da camera» («Камерная музыка») из девяти увлекательных программ. Концерты второго абонемента включают шедевры зарубежной и русской музыки в разных сочетаниях фортепиано, струнных и духовых инструментов от дуэтов до секстетов и октетов. В абонементе есть и два квартетных вечера. На одном из них выступил любимый петербуржцами Струнный квартет имени И. Ф. Стравинского.
В 1992 году артисты Академического симфонического оркестра филармонии «задумали сыграть квартет» и четверть века сохраняют верность этому жанру. С сентября 1999 года струнный квартет стал носить имя великого русского композитора-петербуржца И. Ф. Стравинского. В богатой творческой биографии квартета — гастроли по всему миру, участие в конкурсах, фестивалях, записи огромного репертуара.
Ныне в составе квартета: концертмейстер оркестра, профессор, заслуженный артист России Александр Шустин (первая скрипка), лауреат международных конкурсов Виктор Лисняк (вторая скрипка), заслуженный артист России Даниил Меерович (альт) и лауреат международных конкурсов Семен Коварский (виолончель). В свой юбилейный год квартет имени И. Ф. Стравинского дважды выступил в Малом зале филармонии с интересными, «незаигранными» программами. 15 марта музыканты сыграли изысканные квартеты К. Дебюсси и М. Равеля, а 15 ноября предложили программу из Трех пьес для струнного квартета
И. Стравинского, Четвертого квартета Д. Шостаковича и Фортепианного квинтета С. Франка.
К сожалению, в культурной столице России недостаточно регулярно выступающих струнных квартетов. В концертной афише современного Петербурга произведения в жанре струнного квартета — редкость, а уж о монографических программах из циклов квартетов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глазунова, Танеева, Шостаковича приходится только мечтать. А ведь Петербург по праву гордится тем, что с самого начала истории классического квартета в конце XVIII века российские просвещенные аматёры не отставали от европейской музыкальной моды, активно музицировали в салонах и заказывали сочинения знаменитым композиторам. Во всем мире теперь играют «русские квартеты» Гайдна и Бетховена. В Санкт-Петербурге сложилась устойчивая традиция домашнего, салонного квартетного музицирования. Знаменитый баснописец И. А. Крылов, сочинитель оперных либретто и меломан, в дружеском кругу часто играл в квартетах партию второй скрипки, а музыкальные салоны графов Виельгорских и директора Придворной капеллы, знаменитого скрипача
А. Ф. Львова были очагами квартетного исполнительства. Прославился и знаменитый квартет художников-передвижников во главе с В. Е. Маковским, запечатлевшим друзей в картине «Квартетный вечер в мастерской художника».
С 1845 года струнные квартеты зазвучали в концертных залах Петербурга. Также из домашних квартетных собраний «беляевских пятниц» выросли по воле М. П. Беляева в 1885 году «Русские квартетные вечера» и в 1891 году ежегодный конкурс среди русских композиторов на создание лучшего квартета.
В ХХ веке эстафету квартетного исполнительства в Петрограде-Ленинграде приняли струнные квартеты имени А. К. Глазунова (с 1919), имени С. И. Танеева (с 1946), а затем Струнный квартет Ленинградской филармонии (с 1973) и созданный в
1992 году Новый филармонический квартет (с 1999 года — имени И. Ф. Стравинского). Традиции петербургского камерного исполнительства развивают Невский струнный квартет (с 1995 года) и струнный квартет имени Н. А. Римского-Корсакова, ведущий с перерывами свою деятельность с 1939 года.
Выйдя из среды любительского музицирования на концертную эстраду, квартет как жанр сохранил дух интеллектуальной, доверительной беседы «между четырьмя умными собеседниками» (по выражению Гёте). Композиторы, сочиняя в этом магистральном жанре камерно-инструментальной музыки, отражают движения человеческой мысли, воплощают богатейший внутренний мир художника и ставят перед исполнителями многообразные ансамблевые задачи.
Музыканты Струнного квартета имени И. Ф. Стравинского всегда демонстрируют высокое исполнительское мастерство, ансамблевую чуткость, выразительность в музыкальных диалогах и богатство тембровых оттенков, графическую отчетливость полифонического голосоведения. Впечатляет их глубинное проникновение в замысел композиторов, точное воспроизведение стилевых особенностей каждого сочинения.
В программу первого отделения юбилейного концерта были включены два произведения, с которыми тесно связана музыкальная биография квартета имени Стравинского. Сначала прозвучали Три пьесы для струнного квартета И. Стравинского. Сочиненные в 1914 году, пьесы сохранили русский характер «Жар-птицы» и «Петрушки», написанных в тот же период. Музыку отличают яркая образность, тембровые находки, характерные звучания инструментов, что позволило Стравинскому в
1917 году оркестровать Три пьесы и дать им названия: «Танец», «Эксцентрик», «Песнопение». Эти названия, указанные в программке, направили слушательское восприятие в сторону картинно-жанровой образности.
Струнный квартет № 4 Ре мажор, соч. 83 Д. Шостаковича переключил нас в иную эмоциональную сферу. Квартет написан в 1949 году и посвящен памяти друга композитора Петра Владимировича Вильямса, главного художника Большого театра, автора живописного портрета Шостаковича. Мемориальный характер музыки, светлый образ жизнелюбивого и удачливого в жизни художника вызвали созерцательные, порой печальные лирико-философские размышления о том, «что есть жизнь человеческая».
Во втором отделении к струнному квартету присоединился отличный петербургский пианист, лауреат международных конкурсов Евгений Изотов. Прозвучал посвященный К. Сен-Сансу фортепианный квинтет С. Франка фа минор (1879) — одно из самых ярких и вдохновенных сочинений видного французского композитора-романтика. Романтически взволнованное исполнение масштабного инструментального цикла стало художественной вершиной юбилейного квартетного вечера.
Лариса БЕЛЯКАЕВА-КАЗАНСКАЯ
Источник:
www.nstar-spb.ru