22 ноября в Большом зале филармонии состоялся праздничный общедоступный концерт «Всегда молодые»: пел Женский хор Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова. Этим концертом коллектив подвел итог славного полувекового пути в музыке.
Основанный в октябре 1967 года дирижерами Тимуром Мынбаевым и Владимиром Дашковским, этот хор прошел путь от учебного хора до концертирующего коллектива, известного далеко за пределами Петербурга, десятикратного обладателя Гран-при, лауреата международных и всероссийских конкурсов. В становлении хора есть заслуга как хормейстеров прошлых лет (Бориса Абальяна, Дмитрия Смирнова, Феликса Маликова), так и сегодняшних дирижеров.
Вот уже пятнадцать лет художественным руководителем и дирижером хора является известный композитор, авторитетный хоровой дирижер, профессор Сергей Екимов. Воспитанник Санкт-Петербургской консерватории, активный участник и лидер хорового движения в России, он являет редкий пример сочетания в одном лице талантливого, глубоко образованного музыканта и умелого организатора. Со студенческой скамьи Екимов в течение пятнадцати лет участвовал в деятельности Молодежного Камерного хора филармонии, возглавляемого Юлией Хуторецкой. Накопленный опыт певца-хориста, директора хора пригодился Екимову в работе с Женским хором музыкального училища и наряду с другими составляющими обогатил исполнительские возможности этого коллектива. Выступления хора под управлением Екимова много лет украшают фестивали «Петербургская музыкальная весна», «Звуковые пути», «Поющий мир» и другие музыкальные фестивали Северной столицы, городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Напомню, что женский хор как самостоятельный хоровой состав ведет свою историю примерно с середины ХХ века. Раньше женские голоса выделялись из смешанного хора в операх, ораториях в связи с драматургической необходимостью. Так возникли пленительные женские хоры в операх русских композиторов. Несколько песен для женского хора были написаны М. Глинкой и П. Чайковским по заказу выпускниц Екатерининского и Смольного институтов благородных девиц в Санкт-Петербурге. Репертуар создаваемых в ХХ веке женских хоров складывался из оперных номеров или переложений, которые и поныне составляют значительную часть их концертных программ.
Мастерство и красота звучания Женского хора музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова побудили и композиторов Санкт-Петербурга к созданию новых сочинений. Так, тончайший мастер хорового письма композитор Дмитрий Смирнов, многие годы возглавлявший этот коллектив, написал для него немало прекрасных произведений, ставших классикой. В юбилейном концерте был исполнен фрагмент его концерта для женского хора «Благовещенье».
Много пишет Екимов и для руководимого им хора. Его музыка также прозвучала в этот вечер.
Характерная примета современного хорового движения — устремленность к хоровому театру. В первом отделении концерта сочинения С. Екимова, В. Полякова, А. Меллнеса, Г. Корчмара, И. Стравинского, Д. Смирнова (перечисляю авторов в порядке исполнения их произведений) были включены в единую литературно-музыкальную композицию, автором и постановщиком которой стала Ольга Гребенкова. Она же выступила в роли чтеца и ведущей концерта.
Программу второго отделения открыли два романса Р. Шумана, соч. 90 («Тяжкий вечер», «Реквием») в переложении для женского хора и фортепиано Анатолия Рыбалко. Он же продирижировал этими чудесными хоровыми миниатюрами.
Затем в аранжировке Екимова были спеты популярные песни и романсы современных российских композиторов: А. Эшпая («Криницы», дирижировал основатель хора В. Дашковский), А. Пахмутовой («Хорошие девчата»), А. Петрова («Я шагаю по Москве»). Песня И. Крутого «Музыка» (аранжировка С. Екимова, солист Михаил Луконин) была посвящена памяти Дмитрия Хворостовского, незабываемого первого исполнителя этого гимна музыке. В день концерта пришла скорбная весть о кончине знаменитого певца, и во время исполнения песни «Музыка» зал встал, почтив минутой молчания память любимого артиста.
В финале концерта выступили приглашенные гости: народный артист России, композитор Яков Дубравин и лауреат международных джазовых фестивалей эстрадная певица Этери Бериашвили. Дубравин блестяще сочетал амплуа композитора, пианиста-аккомпаниатора и певца, покорив публику артистизмом, темпераментом и непосредственностью исполнения своих песен (также в хоровой аранжировке Екимова). Успех Дубравина разделила Э. Бериашвили, спевшая с автором песни «Люблю» и «Москва — Ленинград» (обе на слова В. Гина). Песней Дубравина «Мой Петербург» (слова О. Чепурова) ярко, празднично завершился концерт.
Юбилейный концерт превратился в подлинный праздник хорового искусства. В концерте приняли участие органист Юрий Семенов, виолончелист Алексей Васильев, инструментальный ансамбль в составе: лауреаты международных джазовых фестивалей Илья Щеклеин (фортепиано), Евгений Кудряшев (бас-гитара), Аркадий Артюшевский (ударные). Концертмейстер — лауреат международных конкурсов пианист Константин Зелигер. Музыканты-инструменталисты добавили хоровому пению разнотембровую выразительную красочность.
Молодые, очаровательные, талантливые хористки одарили слушателей в этот хмурый ноябрьский вечер солнечными улыбками и радостью жизни. Их харизматичный, волевой маэстро Сергей Екимов блистательно выступил в роли ведущего и главного дирижера. Его воздетые руки, обращенные к залу, призывали: «Поем вместе! Поем всегда!» И зал взрывался шквалом аплодисментов.
Лариса БЕЛЯКАЕВА-КАЗАНСКАЯ
Источник:
www.nstar-spb.ru