Организатор концертов классической музыки Виктория Юртаева рассказала в интервью корреспонденту Sputnik Кыргызстан о бесполезности ожидания спонсорской помощи, о запросах иностранных музыкантов и о том, почему ей стыдно за кыргызстанцев.
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Она долгое время жила в Москве, но вернулась на родину, чтобы возродить культуру классической музыки и доказать, что люди искусства заслуживают признания.
Корреспонденту Sputnik Кыргызстан Екатерине Михайловой удалось встретиться и побеседовать с пианисткой, джаз-исполнительницей и организатором концертов Викторией Юртаевой.
— Вы настоящая бишкекская супервумен. Но известно о вас немного. Чему вы посвящаете свое время?— С 2012 года я почти все свое время отдаю работе Prima Фонда. Это одна из причин, почему я не занимаюсь сольной и даже камерной фортепианной деятельностью. Кроме того, я мама. Дочка требует внимания и совершенно не терпит, когда я играю или пою без ее участия.
Я не смогла отказаться от личного счастья. Но все равно каждый день проживаю с мыслью, что вот еще чуть-чуть и я вновь начну заниматься любимой музыкой.
— Говорят, музыканты, да и вообще люди творческие, самые грустные и неустроенные. Так и хочется их пожалеть и дать им поплакаться в жилетку. Вас не хочется, глаза у вас горят…— Это стереотип. Так сложилось, что с развалом Союза безмятежная жизнь советской творческой элиты превратилась в каждодневную борьбу за выживание. Поэтому сейчас люди, которые понимают ценность творчества и проявляют уважение к музыкантам, редкость. Хотя во всем мире музыкант — это в первую очередь признание.
А грусть — это часть профессии. Глупо играть 6-й этюд Шопена, написанный в период обострения тяжелой болезни композитора, с абсолютным ощущением счастья и выражением безудержной радости на лице.
— Сейчас вы в роли организатора концертов, а это отнюдь не творческое занятие. Я вот вся изведусь, пока организую празднование своего дня рождения. Всегда ли вам удается сохранять спокойствие и непоколебимость, хотя бы внешнюю?— Благодаря музыке я очень счастливый человек. Но между тем я организатор концертов, а это жуткий стресс и бесконечный аутотренинг. Все, как в сумасшедшем доме. Но я запрещаю себе думать о плохом, успокаиваясь словами «это усталость, тебе просто нужно выспаться».
— Когда все под личным контролем, наверное, нет места страху о пустом зале и мыслям о провале?— Организация концерта — это риск, причем не всегда оправданный. Например, прошлый наш концерт не дошел до самоокупаемости, и мы остались должниками несмотря на то, что зал был полон. И дело даже не в деньгах. Когда я работала в Москве концертмейстером скрипачей в детской школе, зарабатывала в три раза больше, чем сейчас.
Был момент, когда решила: мне не нужны деньги. Все были в шоке и в полной готовности отдать меня на психиатрическое лечение. Мне надоела гонка. Хочется делать все спокойно, но не всегда получается.
— Вам иногда даже приходится влезать в долги, чтобы организовать концерт. Для чего эта «благотворительность»?— Мы в Кыргызстане должны слушать лучшую музыку. Вернувшись на родину после 13 лет жизни в Москве, я поняла, насколько сомнительные концерты у нас порой организовывают. Увидела публику, абсолютно не понимающую, где хорошо, а где плохо, и бишкекских меломанов, у которых не осталось выбора.
Я знаю, что пока музыка и музыкальное образование не встанут на рельсы коммерции, у нас по-прежнему не будет качественных культурных мероприятий. А у нас этого не понимают, привыкли ждать спонсорской помощи как манны небесной и раз в год для галочки устраивать концерты.
— А как вы оплачиваете гонорары музыкантам? Или они готовы выступать исключительно ради эмоций кыргызстанских зрителей?— Мы не можем платить полноценные гонорары. Но вот парадокс, и я не без гордости скажу: сегодня мне пишут многие музыканты из разных уголков земли с намерением приехать и выступить в Кыргызстане. Для этих людей совершенно не важны деньги, они горят такой же идеей, как и я, поэтому всегда готовы помочь. Помните Рихтера? Он путешествовал по всему Советскому Союзу и давал концерты даже в глухих деревушках, играя чуть ли не на разбитых пианино.
— Профессионал всегда знает, чего он стоит. Если гонорары минимальные, то наверняка вам приходится сталкиваться с капризами и невероятными требованиями в райдерах?— Никогда не встречала подобного. Я вам точно скажу, мастера своего дела — простые люди. Например, иностранные музыканты, которые приезжают к нам, требуют минимального комфорта. Бывает даже, что они сами оплачивают свои перелеты.
— Не поверю, что все без заморочек. Наверняка вам вспомнится какой-то несуразный, но в то же время показательный случай?— Мне просто с нашими гостями, потому что сама музыкант. Я понимаю их страхи и опасения. Но была ситуация, которая меня просто поразила.
В прошлом году к нам приезжал молодой дирижер и кларнетист Валентин Урюпин. Первое, что он сказал мне, сойдя с трапа самолета: «Быстро едем в оркестр, я должен увидеть, с кем буду играть». Отечественные музыканты живут в нашем бишкекском ритме, поэтому мне пришлось потянуть время, распивая с гостем кофе.
Оркестр, с которым предстояло встретиться дирижеру, работает в здании Агропрома, где по воскресеньям не работает лифт, а у Валентина в руках 15-килограммовый багаж. Он недолго думая забросил чемодан на спину и поднялся на 7-й этаж. Отдышавшись, ворвался на сцену и задорно поздоровался с музыкантами, которые еще расчехляли инструменты. Тут Валя внезапно вытащил дирижерскую палочку со словами: «Ну что, поехали?»
Музыканты были в шоке, но эффект — потрясающий. Валентин за несколько репетиций заставил оркестрантов забыть о том, что они в Бишкеке, и дал им уверенность. В итоге оркестр звучал, как крутой европейский состав. Без преувеличения.
— У нас в Кыргызстане все не на самом высшем уровне. Бывает ли вам стыдно за страну?— Мне никогда не бывает стыдно за нашу экономическую несостоятельность, ведь с системой мне не под силу разобраться. Но мне очень стыдно и неприятно, когда звонит помощник депутата и просит дать бесплатный билет, или когда в процессе организации чиновник предлагает помощь, но за определенную сумму. Мне стыдно за людей и их несознательность, когда новость о нашей стране с нелепым и пошлым содержанием облетает все телеканалы.
Хочется другой славы и известности. Например, чтобы через пару лет в мире узнали, что в каком-то там Кыргызстане проходит фестиваль классической музыки под открытым небом и аудитория — десять тысяч.
— А мне неловко, когда люди засыпают во время концерта и начинают храпеть… Обиден еще тот факт, что большинство ходят на концерты только для того, чтобы продемонстрировать новое платье или аксессуар…— Этакий культурный выход для галочки, уже хорошо. Ведь человек неосознанно меняется, попадая в культурную и интеллигентную среду. У меня есть очень много знакомых, которые проявились как личность за счет наших концертов. Хотя в первый раз они шли в филармонию с мыслью: «Какого черта я вообще туда иду?»
А засыпать во время прослушивания классической музыки — это кайф и, кроме того, полезная привычка, позволяющая лучше воспринимать музыку.
— А как заманить на классику человека, который сознательно сопротивляется? У моего приятеля после предложения «а пойдем на вечер фортепианной музыки» моментально находятся 1 000 причин для отказа.— Нужно объяснить человеку, что культура в широком смысле этого слова повышает качество его жизни, а силком тащить не стоит.
Мы сейчас живем в обществе жуткого потребления, какое-то невероятное количество вещей человеку нужно для счастья. Один мой друг уже два года моет голову не шампунем, он выглядит супер, и волосы у него чистые. Нам ничего не нужно, а вот послушать музыку — необходимо, ведь это всегда большая радость.
— В вашей жизни есть место радости и доброте?— Хорошие моменты в моей жизни не редкость, как и добрые люди, которые говорят мне о том, что наш мир не такой дурацкий, как его представляют в новостях.
В 17 лет я поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных и поняла, что все — Москва моя! К отъезду мама собрала мне огромный баул вещей, в нем даже был казан с сырым мясом.
Прилетела я Москву, еле добралась с этим 30-килограммовым багажом до метро. Вид был у меня потрясающий: две косички, джинсы какие-то, яркая майка. Тогда я впервые в жизни расклеилась и заревела по-девчоночьи. Ведь я оказалась одна в совершенно незнакомом городе.
Ко мне подошел дяденька, который выглядел достаточно прилично- костюм, галстук, дипломат. Спросил, почему реву. Я что-то бурчала в ответ, а он взял мою сумку и поймал такси. Пока я из жалости к себе наматывала сопли на кулак, мы доехали до улицы Полежаевской. Я не знала, где находится общежитие. Мой спасатель начал останавливать прохожих, которые объяснили ему, как добраться до общаги. Когда мы были на месте, мужчина завел меня к администратору и сказал: «Ну как же вам не стыдно, к вам дети учиться едут, а вы их даже не встречаете». Так и началась моя безоблачная Москва.
— Не такая уж безоблачная она была, раз вы вернулись в Кыргызстан?— Я всегда хотела вернуться, потому здесь очень тепло, чудесные еда, вода, воздух, красивые горы и Иссык-Куль. Пока была постоянным жителем Москвы и Подмосковья, вырывалась сюда только на три недели в год.
А сейчас испытываю огромное счастье, что живу в стране, в которой родилась и даже пригодилась. Теперь уезжать совсем не хочется, хоть мне очень не хватает культурной жизни. Надо мной друзья даже смеются: «Чтобы сходить на концерт, тебе нужно еще его организовать».
Sputnik Кыргызстан:
ru.sputnik.kg