Классическая музыка: дети, Чайковский, фестиваль

Добавлено 16 апреля 2015 muzkarta

Асия Корепанова (фортепиано)

Чёрно-белые клавиши и цветная музыка…

Огромный рояль и детские быстрые пальчики… Академическое исполнение и весёлые улыбки… Всё это — штрихи к Всероссийскому фестивалю юных исполнителей классической музыки «Воткинск — родина П. И. Чайковского».

Высокая планка

Стартовал фестиваль 10 апреля. На сцене Удмуртской государственной филармонии члены жюри продемонстрировали свой исполнительский талант, показав высший класс, но поистине высокую планку фестивалю задали сами участники — более 120 девчонок и мальчишек из Удмуртии, Перми, Кирова и Татарстана.

Опытным преподавателям — доценту кафедры камерного ансамбля Российской академии музыки им. Гнесиных Наталье Бражниковой, доценту кафедры сольного пения Екатерине Стародубровской, старшему преподавателю кафедры скрипки и альта Александру Догадаеву, заведующему отделением оркестровых струнных инструментов Республиканского музыкального колледжа Удмуртии Льву Грудцину и заведующей отделением вокального искусства Любови Макеевой — было непросто выявить лучших из лучших.

— Несмотря на то что мы называем это мероприятие фестивалем, на самом деле это серьёзный конкурс, где участники демонстрируют высочайшую планку мастерства. В свои детские годы они уже являются состоявшимисямузыкантами, опытными участниками международных конкурсов и фестивалей, — поделилась мнением председатель жюри Наталья Бражникова.

История

Конкурс, хотя и называется первым всероссийским, имеет давнюю историю. Он возник более 20 лет назад, в 1993 году. За это время он претерпевал разные изменения, переживал взлёты и падения, вторя происходящим в стране событиям. Но неизменно собирал одарённых детей.

Именно на этом конкурсе впервые раскрылся талант ныне мировой знаменитости Аси Корепановой.

В этом году фестиваль получил поддержку Министерства культуры Российской Федерации и сменил периодичность. Теперь он будет проводиться не ежегодно, а раз в два года, что, по мнению преподавателей и организаторов, более правильно.

— Ребёнок должен развиваться. А в условиях ежегодных конкурсов, он, закончив, выступления на одном фестивале, тут же начинает подготовку к следующему, который состоится через год. Творческого роста не происходит, — отметила директор Центра повышения квалификации работников культуры Удмуртии Светлана Кайсина.

События

Фестиваль проходил в два этапа. Первый тур — заочный — собрал более 170 участников. Жюри, просмотрев видеозаписи, отобрало примерно две третьих от общего числа заявившихся на конкурс. Второй тур — очный — предполагал приезд в Ижевск и участие во всех мероприятиях фестиваля.

Кстати, в рамках I Всероссийского фестиваля состоялись VIII конкурс юных пианистов, VII конкурс юных композиторов, III конкурс юных исполнителей на оркестровых струнных инструментах и II конкурс юных вокалистов.

Помимо конкурсных прослушиваний, ребята дали концерты в: Можгинском, Увинском, Малопургинском районах Удмуртии и городе Сарапуле, неся своё понимание музыки и творческую информацию ровесникам.

— Я не первый раз играю на концертах, но волнуюсь. Это не страх, это ответственность, — призналась накануне гастрольного мини-тура ученица средней спецшколы при Казанской консерватории им. Жиганова Наиля Галиева.

Но самым долгожданным событием для участников стало посещение Музея-усадьбы Чайковского в Воткинске и концерт в обновлённом ДК «Юбилейный», где лучшие из лучших исполнили музыку на профессиональном рояле Steinway&Sons.

— Я очень рад, что фестиваль предоставил возможность увидеть родину Чайковского — Воткинск и там выступить, — поделился эмоциями ученик Пермской хоровой капеллы мальчиков Виталий Хайрутдинов.

Педагогические дилеммы

Но любой детский конкурс — это и общение тех, чьим трудом, терпением и мастерством раскрывается талант юного дарования — преподавателей. В ходе мероприятия для них состоялись мастер-классы с членами жюри — преподавателями столичных вузов, круглые столы, где общение с коллегами вылилось в обсуждение важнейших проблем.

Одна из самых актуальных была связана с дальнейшим обучением юных дарований. Как поступать родителям и учителям вундеркинда: посылать на обучение в Москву или растить и пестовать здесь, до того как он окрепнет и сам сможет распорядиться своей судьбой.

На этот вопрос ответила доцент кафедры камерного ансамбля Российской академии музыки им. Гнесиных Наталья Бражникова:

— Я могу дать два ответа. Конечно, мастерство педагога центральной музыкальной школы Москвы повлияет на развитие ребёнка. Но также на него окажет влияние и неустроенный быт вне дома, смена атмосферы, условий жизни. Надо понимать, что в нашей жизни бытие определяет сознание. И если ребёнок не устроен, у него плохой режим дня, он не сможет показать высокий результат. Талантливых детей нужно держать в комфортных условиях. Кроме того, российская глубинка имеет особенность питать детскую душу естественными настроениями и впечатлениями. Чем дальше от мегаполиса он находится, тем богаче его внутреннее содержание. И если мы проанализируем биографии известных музыкантов, мы увидим, что большая часть из них родилась в глубинке…

Сеть ДШИ

Кстати, в Удмуртии для развития талантливых детей делается очень много. В республике сохранена сеть школ искусств, в которую входит в общей сложности около 60 образовательных учреждений.

Выделяются деньги на приобретение музыкальных инструментов, на обновление материально-технической базы. Не случайно многие преподаватели и родители конкурсантов отмечали не только растущее с каждым годом мастерство исполнителей, но и оснащённость залов, где выступали юные дарования.

— Здесь стоят качественные рояли, залы соответствуют всем акустическим требованиям, которые предъявляются к мероприятиям такого рода. Я уверена, что конкурс вполне может претендовать на статус международного, — подчеркнула Наталья Ивановна.

Помимо прочего, растёт и мастерство педагогов. Не случайно, если раньше на конкурсах дети из районных школ объединялись в отдельную номинацию, чтобы иметь возможность получить призовые места, сегодня все они участвуют на общих основаниях.

— В былые годы преподаватели ДШИ в районах имели образование не выше колледжа культуры илимузыкального колледжа. Сегодня у нас работают специалисты с высшим образованием, — рассказала Светлана Кайсина.

К новым высотам

Через два года юные таланты вновь съедутся на родину Чайковского. Организаторы фестиваля уверены, что следующее мероприятие будет ещё более ярким и запоминающимся. К конкурсу присоединятся новые города, а может быть, и страны.

— У этого фестиваля огромный потенциал, потому что его основные участники — дети, которым принадлежит будущее. Здесь рождаются новые имена и новые звёзды, — выразила общее мнение заместитель министра культуры и туризма Удмуртии Валентина Дерюшева.

Кристина Романова

www.izvestiaur.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору