Клавиши высокого напряжения

Добавлено 17 июня 2015 muzkarta

Александр Лубянцев (фортепиано), Николай Хозяинов (фортепиано), Юрий Фаворин (фортепиано), Никита Мндоянц (композитор, фортепиано), Андрей Коробейников (фортепиано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Борис Березовский (фортепиано), Даниил Трифонов (композитор, фортепиано)

На XV Конкурсе Чайковского пианисты вступили в соревнование

Победитель прошлого конкурса Даниил Трифонов сыграл первый концерт Чайковского. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
После того как на открытии XV Конкурса Чайковского отзвучали его традиционные позывные — Первый фортепианный концерт Чайковского (в исполнении Даниила Трифонова, обладателя Гран-при прошлого конкурса), 36 пианистов, отобранных по результатам предварительных прослушиваний, вступили в соревнование в Большом зале консерватории. Туры пианистов продлятся до 30 июня.

Накануне открытия первого фортепианного тура победитель предыдущего XIV Конкурса Чайковского Даниил Трифонов дал интервью «Российской газете».Драматургия нынешнего фортепианного конкурса обещает быть чрезвычайно напряженной. Достаточно сказать, что регламент соревнований уже потребовал изменений: количество пианистов, допущенных к участию в конкурсе, увеличилось с 30 до 36. Это сдвинуло и график прослушиваний, которые теперь будут длиться почти до 11 вечера. По словам Бориса Березовского, уровень многих пианистов столь высок, что уже в первый день им можно было раздавать премии. При этом фильтр отбора не прошли Александр Лубянцев, лауреат 2-й премии XIII конкурса, кумир прошлого XIV конкурса, не прошел и Никита Мндоянц, финалист престижнейшего фортепианного конкурса Вана Клиберна (Cliburn Competition, 2013) в Форт-Уорте (Техас), Николай Хозяинов (тоже участник Cliburn Competition). Но два участника клиберновского состязания 2013 года, собравшего тогда целую команду российских пианистов, попали в нынешний Конкурс Чайковского и, согласно жеребьевке, выступают под номером 1 и 2: Никита Абросимов и Юрий Фаворин. Отдельная интрига для публики — участие «опального» фаворита прошлых лет Андрея Коробейникова, не прошедшего в 2007 году в финал XIII Конкурса. Публика Большого зала до сих пор не может забыть то давнее «изгнание» своего любимца со сцены председателем жюри Николаем Петровым. И в этом — фирменная драматургия Конкурса Чайковского, который всегда проходит с повышенным напряжением: с драматическими коллизиями не только вокруг конкурсантов, но и между публикой и жюри. Здесь всегда есть интрига и непредсказуемость. Именно с этого XV Конкурс Чайковского уже на предварительных прослушиваниях и начался.

Вы открыли нынешний Конкурс Чайковского. Что испытывали?

Почему не стали играть Первый концерт полностью, а только вторую и третью часть?Даниил Трифонов: Это и ответственность, и большая честь. Репетиции и сам концерт всколыхнули чувства, которые я переживал на прошлом конкурсе, всего четыре года назад. Это яркие, сильные, незабываемые впечатления.

Даниил Трифонов: Это идея программы. Чайковского я играю много, но Первый концерт, конечно же, чаще всего. Сейчас работаю над Вторым концертом: может, уже в недалеком будущем представлю его публике. Мечтаю исполнить его Сонату. А сегодня с огромным удовольствием исполнил вместе с Ольгой Бородиной романсы.

Предполагается, что конкурс пианистов в этом году будет очень сильным. Что посоветуете участникам?

Даниил Трифонов: Пусть не зацикливаются на осознании, что играют на конкурсе. Нужно сконцентрироваться на радости, которую испытываешь, выступая в легендарном зале — Большом зале консерватории, с такой великолепной публикой.

Что самое трудное, на ваш взгляд, в Конкурсе Чайковского?

Даниил Трифонов: Это конкурс с очень сильной программой и очень большим градусом. Высочайший уровень, выкладка у каждого конкурсанта запредельная. Трудность как раз в том, чтобы сделать свое выступление интересным. Но в случае неудачи нельзя расстраиваться, в любом конкурсе есть элемент лотереи, даже при высоком уровне подготовки может случиться всякое. Я вообще посоветовал бы больше думать о тех положительных вещах, которые приносит сам процесс конкурсной подготовки. Во-первых, выучивается большая серьезная новая программа. И это огромная движущая сила, которая помогает в становлении, в развитии музыканта. Новый репертуар открывает для тебя целый мир неизведанного: ты словно открываешь для себя новую планету. И это и есть один из самых важных моментов для музыканта — то, что каждый и должен вынести для себя из конкурсной жизни.

Вас очень эмоционально принимала на концерте публика Большого зала консерватории.

Даниил Трифонов: А сам я был потрясен выступлением с Ольгой Бородиной — это было сильное эмоциональное, непередаваемое ощущение.

Текст: Ирина Муравьева , Татьяна Эсаулова
«Российская газета» — Федеральный выпуск № 6700 (129)

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору