«Комедия и трагедия в музыке»

Добавлено 24 января 2018 волонтер

Концертный зал Мариинского театра

Духовой оркестр: за рамками привычного репертуара

6 января, в сочельник, в Концертном зале Мариинского театра состоялся праздник, который подарили слушателям солисты, Духовой оркестр театра и ансамбль ударных Renaissance Percussion (дирижер — Арсений Шупляков).

Концерт «Комедия и трагедия в музыке» продемонстрировал огромные возможности духового оркестра. Причем в ситуации, когда, по утверждению компетентных источников, само существование отечественных духовых оркестров, особенно в регионах, находится под угрозой, когда в музыкальных училищах наблюдается дефицит студентов — исполнителей на медных духовых инструментах… Но, может быть, не все так плохо, пока существуют такие «заповедники талантов» (выражение замечательного трубача Сергея Крючкова, который вел концерт), как Мариинский театр?

Программа концерта была составлена мастерски. Музыканты завладели вниманием слушателей с самого начала — с «Предисловия» из симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Его размах, мощь, устремленность к высшим сферам и знакомость (по телеигре «Что? Где? Когда?») сменил прелестный виртуозный дуэт Анри Клинга «Слон и муха» в переложении Александра Пономарёва, исполнившего соло на тромбоне, «роль мухи» (флейта-пикколо) талантливо сыграла Аглая Шуплякова.

После этого во второй раз, в том же составе (солисты Екатерина Сергеева, Инара Козловская и Андрей Максимов), что и на успешной премьере 18 мая 2017 года, была представлена в концертном исполнении одноактная опера Вячеслава Круглика «Спекулянтка» по рассказу М. Зощенко (либретто Веры Куприяновой). Пока это единственная опера, написанная специально для духового оркестра (кстати, кто на новенького?), а соответственно духовой оркестр Мариинского театра — пока единственный обладатель оперы в своем репертуаре. То есть это «эксклюзив», эксперимент и смелый выход за рамки репертуара более привычного. Кое-что о проблемах, связанных с покорением территории риска, рассказали перед концертом «первооткрыватели» Вячеслав Круглик и Арсений Шупляков.

В. К.: В духовом оркестре есть инструменты, которые нечасто встретишь в симфоническом: например, баритоны, флюгельгорны. Если добавить к духовым арфу и полный набор ударных, то тембровой свободы для реализации своих идей у композитора предостаточно. Именно на такой состав оркестра я ориентировался, когда писал оперу и делал переложения. Но в опере главное — голос. Важно было не заглушить, не потерять голоса солистов под слоем густых оркестровых красок. Поэтому большая нагрузка легла на группу деревянных духовых — главным образом они сопровождают речитативы героев.

Мне хотелось передать в музыке яркую индивидуальность персонажей Зощенко.

У каждого из них свой лейтмотив: у Розалии —

танго, своеобразная стилизация под музыку 20-х годов, у Агафьи — незатейливая тема флейты, которая в финале трансформируется в трагический марш. Николаша обрисован ленивым аккомпанементом в низком регистре.

А. Ш.: Необычайная легкость изложения материала, остроумная стилизация — вот первое впечатление от «Спекулянтки» после просмотра нескольких страниц партитуры. Я с упоением «дочитал» ее до конца, и уже через несколько дней мы приступили к репетициям. Наиболее сложным оказалось выстроить баланс между солистами и оркестром. Располагая большим количеством труб, тромбонов, туб, баритонов, на первых репетициях мы часто заглушали солистов массивным звучанием, хотя композитор грамотно распределил партии. А хотелось сделать аккомпанемент легким и изящным. Насколько это удалось, судить слушателям. Уверен, что опера заиграет новыми красками в сценической постановке, и если такая возможность появится, буду всячески этому содействовать.

Во втором отделении были исполнены переложения Вячеслава Круглика для духового оркестра. Первой прозвучала проникновенная музыка «Офицерского братства» Э. Артемьева из кинофильма «Сибирский цирюльник». Украшением номера стало соло на трубе Сергея Крючкова.

Музыка С. Прокофьева настолько притягательна, что исполнять ее мечтает каждый музыкант. Сюита из балета «Ромео и Джульетта» у большинства из нас на слуху, но в духовом оркестре она прозвучала настолько неожиданно, что заставила и сопоставлять, сравнивать с привычной симфонической интерпретацией.

Программа, начавшаяся с помпезного «Предисловия», была закольцована «Пиниями Аппиевой дороги» О. Респиги. Слушатели вновь смогли насладиться всей мощью, бешеной энергетикой и торжественностью звучания духового оркестра: восход солнца, под ногами римских легионеров дрожит земля, армия-победительница предстает во всем величии на вершине Капитолийского холма. Под стать эмоциональному накалу исполнения были и аплодисменты…

Замечательный концерт, интересная программа, профессиональное исполнение. Вроде бы какие проблемы могут быть у духового оркестра в «заповеднике талантов»: играй, совершенствуйся, радуй публику своим искусством. Но проблема, оказывается, есть — репертуар.

Марши, вальсы, военные и популярные песни (джаз — это отдельная статья) — вот традиционный репертуар духового оркестра. Для самодеятельных коллективов этого, возможно, и достаточно. Но не для оркестров столь высокого уровня, как в Мариинском театре. Ситуацию прояснил Вячеслав Круглик, окончивший в свое время Музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова по классу тромбона и не раз заявлявший публично, что «бывших духовиков не бывает». Кто-кто, а духовики не обойдены вниманием Круглика-композитора.

В. К.: Профессиональному духовому оркестру хочется играть новую, хорошую, в том числе и так называемую серьезную музыку. Как же без нового репертуара совершенствовать мастерство? Выдающимися композиторами для духового оркестра создано немного: называют Густава Холста, Николая Мясковского, Игоря Стравинского, Пауля Хиндемита и еще несколько имен. Выход? Наиболее доступный — переложения первоклассной музыки, что позволяет ей играть новыми красками. Колористический тембровый состав духового оркестра дает широчайшие возможности для композиторского творчества, в том числе и для создания оригинальных произведений. Оказалось, по силам духовому оркестру и опера. Нужно экспериментировать, искать, пытаться раскрыть его потенциал. Исполнительский уровень духового оркестра очень вырос за последние годы: он звучит легче, гибче. А это открывает новые возможности и для композиторов…

Один умный человек сказал: «Лучше быть слабым среди сильных, чем сильным среди слабых». Поэтому равняемся на лучших, растем, совершенствуемся, не страшимся экспериментов. Надеемся и на поддержку Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество», которому присвоено имя Валерия Халилова. А главным образом на то, что столь любимые нашим народом духовые оркестры будут жить и развиваться. Да здравствует духовое братство!

Ирина КОСТИНА

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору