«Конкурс Чайковского подтверждает статус России как ведущей музыкальной державы»

Добавлено 11 июня 2015 muzkarta

Московская академическая филармония, Валерий Гергиев (дирижер), Никита Мндоянц (композитор, фортепиано)

После предварительных прослушиваний до первого тура дойдет лишь половина пианистов… Остались считанные дни до открытия в Москве XV Международного конкурса им. Чайковского — главного музыкального события года. Напоминаем, что по регламенту пианистические туры традиционно пройдут в Москве в БЗК, скрипичные — в Малом зале консерватории, а виолончель и сольное пение «уедут» в Санкт-Петербург. Ни для кого не секрет, что основное внимание приковано всегда к пианистам, которые в настоящий момент в количестве 61 человека преодолевают предварительное прослушивание — нововведение этого года. Ребята все сильные, но, увы, к первому туру из них останется только 30.

Конкурс Чайковского подтверждает статус России как ведущей музыкальной державы">фото: youtube.com
Первым делом мы не преминули пообщаться с одним из главных организаторов конкурса, главой Московской филармонии Алексеем Шалашовым:

— Вы, как человек, находящийся внутри процесса, какую бы выделили тенденцию в развитие конкурса им. Чайковского?

— Совершенно очевидна тенденция к повышению статуса и влияния конкурса в мировом музыкальном сообществе, — говорит господин Шалашов, — по сравнению с прошлым конкурсом, более именитым и звездным стало жюри. Важный аспект, который возник на предыдущем смотре — дальнейшее продвижение победителей КЧ в мире, тут достаточно только посмотреть на красноречивую карьеру Даниила Трифонова (триумфатора КЧ-2011), который сегодня фактически вошел в элиту мировых исполнителей.

— Именно благодаря постконкурсному продвижению, организованному Валерием Гергиевым?

— И сам статус первой премии дал такой толчок, ну и разумеется усилия Валерия Гергиева, которые способствовали продвижению не только Трифонова, но и других победителей. А это очень важно для молодых музыкантов — их не забывают, ими занимаются. Вот сейчас конкурс еще не начался, но интерес к нему со стороны музыкального сообщества, количество заявок, уровень музыкантов еще раз подтверждают высочайший статус России как ведущей музыкальной державы с ее сильными исполнительскими школами. Очень важно, что конкурс проходит в Москве, куда — в качестве членов жюри — приезжает вся мировая элита (спасибо за это серьезным усилиям Валерия Гергиева).

— Как считаете, предварительное прослушивание себя оправдало?

— Думаю, да. Это очень важный шаг. Живая игра уменьшает количество ошибок, связанных с предварительным отбором. Значительно плодотворнее для членов жюри в живую послушать музыкантов, чем отсматривать видеозаписи. По отзывам коллег, которые сейчас слушают музыкантов — уровень в этом году очень высокий. Причем, как российских претендентов, так и зарубежных. Особенно по специальности «фортепиано». Соревнование нас ждет захватывающее. Но самое главное все равно результат. И у Гергиева и в этот раз большие планы по дальнейшему продвижению лауреатов.

— Эти планы есть и у Московской филармонии?

— Конечно. Имена победителей прошлых конкурсов на афишах Московской филармонии наглядно показывают, сколь много мы сделали для популяризации российских призеров именно в России. Вы поймите, мировая карьера и для нас, и для музыкантов, конечно, очень важна, интересна и ценна, но нам важно, чтобы и российские слушатели были приобщены к концертной деятельности молодой элиты. И наша филармония для этого очень многое делает. В добрый путь!

* * *

Еще раз заметим, что к участию в Первом туре допускаются не более 30 пианистов, 25 скрипачей, 25 виолончелистов и 40 вокалистов (по 20 мужчин и женщин); во Втором останется только по 12 пианистов, скрипачей, виолончелистов и 20 вокалистов, в Третьем — все еще уполовинятся.

Любопытно, что впервые вероятные участники конкурса получили возможность «разыграться» в филиале Музея музыкальной культуры им. Глинки — в музее-квартире Голованова в Брюсовом переулке. Тут прекрасная акустика, хорошо настроенный рояль и… очень взыскательный слушатель. Итак, с большой экспрессией играет опусы Баха, Бетховена и Шопена известный пианист Никита Мндоянц.

— Никита, — спросили мы после его выступления, — как долго готовились к конкурсу Чайковского? Что вообще значит для вас участие в нем?

— Для меня это большая честь, поскольку я выступлю перед зрителями не только сидящими в зале, но и виртуальными, которые будут активно следить за концертом в Интернете. А подготовка к смотру велась планомерно весь сезон еще с осени; последние два месяца особенно тщательно.

— Насколько участие в КЧ бьет по нервной системе?

— Прессинг только первое время. При подготовке, при погружении в материал я об этом забываю. Впрочем, перед выходом на сцену стресс проявляется. Но я убежден, что без этого нельзя быть настоящим артистом.

— Каков для вас идеальный слушатель?

— Внимательный. Который ищет контакта с исполнителем. Даже при незнании композитора и сложности восприятия текста идеальный слушатель старается пропустить через себя музыку, понять её, а не только получить удовольствие. Но в основном мне везет с аудиторией. Чувствуются внимание и напряжение в зале.

Кстати, заведующая музеем-квартирой Николая Голованова Наталья Патрикиус подтвердила, что уникальную практику «генеральных репетиций» они собираются в дальнейшем только расширять, предоставляя возможность разыграться еще бОльшему количеству участников: «Хочу отметить, что мы будем приглашать и участников, не занявших призовых мест. Главный критерий отбора для нас — талант. Мы должны понимать ценность человека. Надеюсь, у музыкантов будет время в следующем году на наши „генеральные репетиции“. Для них это прекрасный шанс потренироваться на глазах замечательной аудитории. Кстати, это понимают не только участники конкурса, но и многие учащиеся консерватории: неоднократно в музей заглядывали ребята с просьбой сыграть на знаменитом рояле Ипполитова-Иванова при публике».

Ян Смирницкий, Ксения Коробейникова
www.mk.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору