Жюри будет голосовать открыто, а Гран-при вырастет до беспрецедентных $100 тыс.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Оргкомитет XV Международного конкурса имени Чайковского на заседании в Санкт-Петербурге утвердил пакет документов, обозначивших очередную кардинальную реформу одного из главных музыкальных состязаний в мире.
Желание отказаться от формулировки «один из главных» и сделать конкурс безапелляционно лучшим сквозило в выступлениях всех руководителей оргкомитета. Разумеется, так было всегда с момента возникновения конкурса, но, пожалуй, впервые за последние 20 лет предложенная реформа выглядит безупречной.
Главное, революционное для привыкшей к интригам музыкальной среды завоевание — абсолютно прозрачная система голосования.
— Каждый член жюри будет голосовать открыто, и каждому конкурсанту будет предоставлена возможность говорить с каждым членом жюри, чтобы тот внятно объяснил свою позицию, — рассказала «Известиям» сопредседатель оргкомитета, вице-премьер российского правительства Ольга Голодец. — На кону у членов жюри стоит их имя. Это самое дорогое, что у них есть, поэтому открытая система голосования позволит избежать всех негативных моментов.
— Сегодня было принято очень важное решение, — вторит гендиректор Большого театра Владимир Урин. — Открытое голосование привлечет людей, поскольку заранее принятых решений тут быть не может — только честная борьба. Да, в любом случае оценки — это субъективное мнение ряда талантливейших и великих людей. Но все-таки прозрачность придаст конкурсу безусловный авторитет.
Открытого голосования на этом форуме не было никогда. Идея обсуждалась много лет, однако прежние председатели оргкомитетов и жюри неизменно ее отклоняли. Страсти на конкурсе Чайковского всегда кипят, и если фанаты пианиста N узнают, что член жюри X поставил ему низкий балл, жизнь и здоровье X будут в опасности — так рассуждали мэтры, вспоминая III конкурс, машину председателя жюри которого Эмиля Гилельса недоброжелатели забросали тухлыми яйцами.
На предыдущем, XIV конкурсе была предложена компромиссная система: голосование оставалось закрытым, но крайние оценки с помощью специальной компьютерной программы автоматически приближались к средним величинам, чтобы исключить возможность злоупотреблений. Уникальную систему громко рекламировали, но после второго тура компьютер, «мгновенно выдающий результат», почему-то завис на полчаса, а несколько членов жюри в кулуарах говорили, что итоги голосования изменились до неузнаваемости.
По традиции дело кончилось скандалом: публика устроила стоячую овацию-манифестацию после выступления Андрея Коробейникова, не прошедшего в финал, а музыкальные критики вручили еще одному полуфиналисту Александру Лубянцеву альтернативный приз.
Будут ли к нынешнему жюри приставлены охранники, пока не сообщается, но прописанное в положении о конкурсе право участника на личный комментарий каждого судьи должно снизить число обид.
Прежней 20-балльной сетки, которая для гуманитариев всегда была головной болью (поставить 16 или все-таки 17?), больше не будет. Вместо нее организаторы вводят жестокую и простую «двоичную систему»: да или нет, быть или не быть.
Состав жюри, как пообещал второй сопредседатель оргкомитета Валерий Гергиев, будет объявлен в конце августа — начале сентября («это надо делать с большой точностью», объяснил задержку Гергиев). Приглашения отосланы 43 мастерам, часть из которых уже подтвердила свое согласие. Летом Гергиев будет лично встречаться со многими из них.
Ученикам членов жюри участие в конкурсе будет запрещено, и это еще один из крупных шагов на пути к недостижимому идеалу — абсолютной справедливости.
Система отбора участников по видеозаписям, практиковавшаяся на прошлом конкурсе, преподнесла неприятные сюрпризы: музыканты, прошедшие отбор, вживую порой оказывались безнадежно слабыми. Поэтому на сей раз появится еще один этап отсева: предконкурсные прослушивания.
— Я сам предлагал проводить отборочные испытания в течение 5–6 месяцев на разных континентах, но этот сценарий сегодня кажется нам организационно более сложным. Скорее всего, мы пойдем по пути более сконцентрированной работы в последние 5–6 недель в Москве и Петербурге, — сказал Гергиев.
Кроме того, оргкомитет решил, что лауреаты 32 крупнейших конкурсов смогут принять участие в московском состязании без предварительного отбора — такая методика часто применяется в мире для того, чтобы завлечь «ленивых» или, наоборот, сверхзанятых музыкантов, не имеющих времени на подготовку видеозаписи.
Также Валерий Гергиев предложил повысить возрастной ценз для инструменталистов с 30 до 32 лет. Ну и самый широкий жест: Гран-при конкурса вырастет в 2,5 раза — с €30 тыс. до $100 тыс. — и станет самой большой конкурсной наградой в музыкальном мире (на второе место опустится нынешний лидер — канадский конкурс Honens с премией в 100 тыс. канадских долларов (примерно $92 тыс.).
Всё это — очевидные и смелые попытки расширить «целевую аудиторию» форума, в которой в последние десятилетия всегда обнаруживались заметные прорехи. Организаторы хотят, чтобы мир нуждался в конкурсе Чайковского не меньше, чем нуждается он в «Газпроме» и «Роснефти».
В период, когда политический конкурс между Россией и западным миром обострился почти до предела, конкурсу Чайковского снова — как в 1958 году — придется стать стратегическим оружием в холодной войне. Недаром Ольга Голодец называет его «национальным достоянием Российской Федерации», а Владимир Мединский — «своего рода музыкальной олимпиадой». Политика сквозила и в быстром, единогласном решении ввести в оргкомитет представителя Китая — вскоре после заключения исторической газовой сделки.
Но, как и в 1958 году, воинственное стремление сделать отечественный конкурс лучшим на свете может привести к неожиданным, точнее неожиданно приятным, последствиям. Тогда юный американец Ван Клиберн, обойдя советских пианистов, стал вестником и символом оттепели, а заодно и авторитетным защитником СССР в западном мире. И, кстати, сенсационной первой премией доказал объективность московского судейства.
Эта атмосфера свободы и непредсказуемости, сложившаяся на I конкурсе, и задала его тон на десятилетия вперед. И чем напряженнее внешняя среда, тем более яркие сюрпризы — как музыкальные, так и общекультурные, способен преподнести московско-петербургский саммит клавиш, струн и голосов.