Лариса Гергиева. Неутомимая

Добавлено 01 марта 2017 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер)

По версии Би-би-си, Лариса Гергиева сегодня — лучший концертмейстер в мире. Фото: Владимир Терешков/РГ
…Она объездила с гастролями, концертами, мастер-классами добрых полмира: сегодня за окнами ее гостиничного номера — купол собора Святого Павла и башни лондонского Тауэра, завтра — зеркальная гладь каналов Венеции и Палаццо Дожей, послезавтра — украшенные драконами крыши старинных пагод и ультрасовременные небоскребы Пекина. «Королева клавиш», «высокопрофессиональный музыкант, умеющий раскрыть глубину содержания любой оперы мирового репертуара, поражающий неуемной работоспособностью и спектром возможностей», — так отзываются о ней, нашей землячке, отечественные и маститые зарубежные музыкальные критики. Она 32 раза была признана лучшим концертмейстером по итогам престижных российских и международных вокальных конкурсов — в том числе, знаменитого конкурса Би-Би-Си. Ей, блестящему музыкальному педагогу с мировым именем, и звездной плеяде ее учеников — воспитанников Академии молодых оперных певцов Санкт-Петербургского Мариинского театра — рукоплещут сегодня Нью-Йорк и Париж, Милан и Вена, Лондон и Лиссабон, Буэнос-Айрес и Токио, Берлин и Брюссель, Эдинбург и Рим, Мадрид и Сан-Франциско. Она и сама — директор и председатель жюри многих музыкальных конкурсов и фестивалей, среди которых — международные конкурсы имени Римского-Корсакова, Павла Лисициана, Елены Образцовой, «Опера без границ», всероссийский конкурс вокалистов имени Надежды Обуховой… В ее репертуаре — более 100 оперных постановок, подготовленных для различных театров мира. Но при этом она убеждена: «воздух родины — он особенный». И признается с улыбкой: где бы она ни выступала, сердце ее всегда стремится на родину, в Осетию. Туда, где ее корни, где она выросла, где окончила в 1972 году фортепианное отделение Орджоникидзевского училища искусств (ныне — Владикавказского колледжа искусств, который обрел вместе с новым статусом имя ее брата — своего самого «звездного» выпускника, маэстро Валерия Гергиева)… И где началась для нее профессиональная карьера музыканта.

Это — все о ней, Ларисе Гергиевой. Народной артистке Северной и Южной Осетии, России и Украины, почетном члене Английской королевской академии музыки и драмы, члене Международной ассоциации экспертов по вокалу, худруке Национального государственного театра оперы и балета РСО-А и Дигорского госдрамтеатра… 27 февраля она отпразднует юбилей. А еще нынешний год — это год 50-летия ее творческой деятельности. Юной Ларисе было всего 15, когда ее педагог Зарема Андреевна Лолаева привела ее, как вспоминает сегодня сама юбиляр, «за ручку» к Виктору Константиновичу Дзуцеву — легендарному басу труппы Северо-Осетинского музыкального театра. И сказала: «Хочу, чтобы ты попробовала себя в концертмейстерстве». Репетиции с Виктором Дзуцевым и стали для Ларисы Гергиевой первыми шагами в профессию…

«50 лет творчества». Под таким названием прошел 20 февраля на сцене Большого зала Московской госконсерватории им. П. Чайковского юбилейный вечер Ларисы Абисаловны — первый в череде творческих вечеров и праздничных концертов, посвященной этим двум знаковым для нее датам, которая состоится в течение 2017 года в России и за рубежом. Звучали со сцены поздравления в ее адрес — из уст коллег, друзей, именитых представителей московского осетинского землячества. В концерте приняли участие ее лучшие ученики, многим из которых не раз аплодировал Владикавказ — солисты Мариинки Юлия Маточкина, Мария Баянкина, Ольга Пудова, Екатерина Сергеева, Антонина Весенина, Наталья Павлова, Илья Селиванов, Григорий Чернецов, Ярослав Петряник. А во втором его отделении за дирижерский пульт Концертного симфонического оркестра Московской госконсерватории, в сопровождении которого выступали мариинцы, встал наш молодой земляк — заслуженный артист РСО-А Тимур Зангиев.

Не преминула адресовать свои поздравления «виновнице торжества», не единожды становившейся героиней наших интервью, в преддверии ее юбилея и редакция «СО».

— Для артиста, для человека творческого юбилейные вехи в биографии — как перевалы для альпиниста: это — всегда еще и поводы «подытожить пройденное», снова оглянуться на покоренные перевалы, оставшиеся за спиной, наметить маршруты к высотам новым… Ваш творческий диапазон не устает удивлять своей широтой критиков-музыковедов и поклонников. А кем прежде всего ощущает себя сегодня в большом искусстве сама Лариса Гергиева? Концертмейстером? Музыкальным педагогом с ярким мировым именем? Театральным худруком? Энергичным, полным дерзких новаторских идей организатором фестивалей искусств, которые уже стали «визитными карточками» культурной жизни Осетии — и не только Осетии? Или — всем этим, неразрывным в своем единстве, «сразу и вместе»?

— «Сразу и вместе»! В Мариинском театре у меня в последние два сезона очень много интересных проектов. Только в одном нынешнем сезоне — 36 премьер! Это и новые постановки, и концертные исполнения опер, и премьеры камерных опер для взрослых слушателей, а также опер детских… Цифра невероятная! И все это, будто нарочно, пришлось на юбилейный для меня год.

Трудно и сложно, конечно, когда на тебя ложится такой огромный объем работы. Раньше мною за один сезон никогда разом столько всего не делалось. Трудно — но по-настоящему захватывающе… Среди этих произведений — немало очень любимых мною, но есть и такие, которые я еще ни разу не ставила. Те же, например, «Золушка» Массне, «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Сорока-воровка» Россини…

И наряду с тем, что я возглавляю в качестве художественного руководителя Академию молодых певцов Мариинки, для меня, конечно же, не менее интересно и важно то, что я делаю в Осетии. Моя работа на посту худрука сразу двух театров во Владикавказе. Обожаю оба «своих» театра — и республиканский Национальный театр оперы и балета, и Дигорский. И там, и там рядом со мной — просто замечательная команда, вместе с которой я стараюсь регулярно радовать театралов Осетии новыми проектами.

— Полвека творческой деятельности — цифра красивая, звонкая и впечатляющая. А с какими из этапов вашей «жизни в искусстве» у вас, Лариса Абисаловна, связаны самые дорогие и теплые воспоминания?

— Во-первых, безусловно, это знаковые для меня выступления за рубежом. Пожалуй, кроме Африки, я объездила и облетела с концертами все континенты. Выступала на самых престижных сценах мира: тут — и Карнеги-холл, и Вигмор-холл, и сцена Театра Ла Скала… Играла по многу раз со многими выдающимися певцами современности. Аккомпанировала великим голосам: Ирине Архиповой, большому другу Осетии Елене Образцовой, к 60-летию которой я организовала международный вокальный конкурс ее имени — недавно он прошел уже в десятый раз…

Тот же мой первый концерт на сцене Ла Скала и то, как впервые звучали там в мой адрес аплодисменты — разве это забудешь? Это был для меня момент полного и абсолютного, зашкаливающего счастья — когда я, выйдя к публике на поклон, стояла у того самого рояля, на котором играли самые великие пианисты, и думала: «Вот бы меня увидела сейчас моя наставница Зарема Андреевна Лолаева…» А как забыть победу моего ученика Даниила Штоды — любимца слушателей Осетии, народного артиста РСО-А — на престижнейшем конкурсе «Опералия Пласидо Доминго»? И еще — свои слезы счастья, когда другая моя ученица, Юлия Маточкина, завоевала «золото» на Международном конкурсе им. Чайковского?..

— Академию молодых певцов Мариинки вы возглавляете уже немало лет. Вами подготовлено за эти годы для российской оперной сцены целое созвездие талантов. А какой смысл вы сами для себя вкладываете в эти слова: «Быть наставником творческой молодежи»?

— Быть педагогом — это, на мой взгляд, призвание. Каждому из учеников ты, учитель, должен отдавать кусочек собственного сердца. Вот тогда будет результат… Мною воспитано уже около 200 лауреатов международных конкурсов. А Академия молодых певцов Мариинского театра в 2018 году отметит 20-летие, и все эти годы я ее бессменно возглавляю. И убеждена: музыкальному педагогу мало быть просто педагогом. Для своих ребят я стараюсь быть и тренером-наставником, и психологом, и другом — и, наконец, второй мамой. А для меня они все — как собственные дети.

Кроме этой работы в академии и в оперных театрах множество раз проводила я как педагог мастер-классы за рубежом. Только в США — в двух самых знаменитых североамериканских университетах, Йельском и Гарвардском, в Джульярдской школе, в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке… А еще — в Англии, Германии, Италии, Канаде, Японии, Китае… Ведь этот список даже перечислить с ходу сложно.

— Вы сегодня ведете в России очень большую работу по популяризации классической музыки среди широких слушательских кругов — в том числе, тесно сотрудничая с радио «Орфей». А какие шаги, на ваш взгляд, нужны и в масштабах страны, и у нас в Осетии, чтобы вернуть молодежь в залы оперных театров и филармоний?

— В наш Национальный театр оперы и балета, кстати сказать, молодежи ходит сегодня очень много. И видеть в его зале молодые лица всегда приятно и радостно. Ну, а мое мнение таково: руководство республики и ее городов и районов должно и само показывать здесь народу пример. Интересоваться активнее творческой жизнью наших театров, чаще бывать на их премьерных спектаклях… Как делал это в свое время тот же незабвенный Билар Емазаевич Кабалоев.

А детей наших взрослые должны как можно раньше приобщать к музыке, к театру, к красоте высокого искусства. Что же до Театра оперы и балета, то спектаклей, адресованных юному зрителю, у нас в репертуаре сейчас тоже очень много. И я искренне горжусь победой нашего спектакля «Брундибар», премьера которого состоялась во Владикавказе в прошлом году в дни ХI фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой» и в котором были заняты ребята из нашей театральной студии «Золотой ключик» и из детских музыкальных школ Осетии, на I всероссийском Национальном конкурсе «Онегин».

А своему сотрудничеству с радио «Орфей», где я веду передачу «Я — концертмейстер!», тоже придаю очень серьезное значение. Недавно на радио «Орфей» был записан, например, цикл моих бесед о музыке с выдающимися оперными певицами — Марией Гулегиной, Галиной Горчаковой…

— Международный фестиваль искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой», ежегодно проходящий во Владикавказе вот уже свыше десятка лет, это сегодня одна из «визиток» культурной жизни всего СКФО. Каким вам видится его будущее? И какими — пути развития этого фестиваля?

— Я думаю, что плечо ему, безусловно, должна подставлять и сама республика тоже. Потому что он является на сегодняшний день ярчайшим культурным брендом Северной Осетии, а любителям классического искусства и из нашей республики, и из других регионов Северного Кавказа дает уникальную возможность знакомиться «вживую» с творчеством именитых музыкантов и артистов со всего мира. И очень-очень хотелось бы, чтобы фестивалю оказывались и большее внимание, и более ощутимая финансовая поддержка со стороны руководства республики.

— И, разумеется, как же без вопроса о новых творческих планах и проектах, которые намечены на этот год в возглавляемых вами Национальном театре оперы и балета и Дигорском театре?

— Сейчас в Театре оперы и балета мы работаем над постановкой «Евгения Онегина» Чайковского и «Аиды» Верди. А Дигорскому театру предстоит работа над пьесой Шекспира «Двенадцатая ночь»: ее будет ставить уже хорошо знакомый Осетии французский режиссер Алан Маратра, который поставил там же, в Дигорском театре, «Дон Жуана» Мольера. Планов много!

— «Моя заветная мечта — чтобы Владикавказ обрел прочную репутацию одной из творческих столиц Северного Кавказа», — не однажды делились вы с журналистами. А как вы сегодня оцениваете перспективы воплощения этой мечты в реальность? И — вопрос «под занавес»: что для вас Музыка, Лариса Абисаловна?

— На мой взгляд, Владикавказ сегодня — один из тех городов Северного Кавказа, где творческая жизнь, что называется, кипит. Но интерес к классическому искусству растет и у наших соседей. Нам нужно очень стараться, чтобы репутация такой культурной столицы СКФО за Владикавказом была сохранена. Надо приложить к этому много усилий, надо знать, как этого добиваться — и надо, чтобы над этим вопросом работали настоящие профессионалы. Одного желания здесь мало. А Музыка… Музыка для меня — это моя жизнь…

Автор статьи:
Елена ТОЛОКОННИКОВА.

sevosetia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору