Автор: Майя Крылова
Фото: Глеб Омельченко
В Средней специальной школе имени Гнесиных занятия не кончаются и в период каникул и отпусков. В особняке на Знаменке только что прошла — и не в первый раз — московская международная Летняя школа. Она организуется для детей со всей страны и из-за рубежа, специально приезжающих заниматься — в индивидуальном режиме и на 10 дней — с педагогами знаменитой кузницы музыкальных кадров, а также с приглашенными преподавателями из Европы, Японии и США.
Мастер-классы проходят в сопровождении обширной концертной программы, фактически — музыкального фестиваля, где играют дети и взрослые, педагоги Школы (многие — известные солисты) и приглашенные мастера со стороны. Многие из них кстати, сами учились в Гнесинке. Важно, что вечером школьники могли услышать, как играют те, кто наставлял их утром. Не говоря уже об отсутствии академического снобизма в афише и многообразии имен и направлений, когда барочная музыка соседствует с джазом, а Чайковский — с Бартоком. Опусы «лёгких жанров» исполнялись на Летней сцене во дворе, в ночное время: именно там выступил, например, Большой джазовый оркестр Петра Востокова с мелодиями популярной классики в аранжировке американских оркестров 30х- 40х годов. Там же звучали перкуссионные шоу, фолк-рок, вариации на темы «Битлз», обработки Диззи Гиллеспи и группы Металлика. Вспомнили даже опус Майкла Джексона — в переложении для квартета виолончелей, бас-гитары и ударных.
Большой джазовый оркестр Петра Востокова. Фото: Майя Динова
Открылась концертная программа сольным вечером 16-летнего пианиста Александра Малофеева — виртуоза, победителя десятка конкурсов, российских и международных, юного маэстро, концертирующего по свету, и при этом — студента Школы имени Гнесиных. В декабре 2017 мальчик стал первым обладателем звания «Young Yamaha Artist», поэтому на сольный концерт музыканту специально привезли рояль «Ямаха». Исполнив разнообразную программу, Малофеев показал, что безусильность техники, непринужденная скорость, головокружительная беглость пальцев и мощная педаль — его коньки. Разница музыкальных стилей, к счастью, не тонула в этом отнюдь не детском напоре. Пост-романтический скептик Равель (цикл «Ночной Гаспар») был сыгран не так, как романтически-традиционный Бетховен (Апассионата"). Музыкальная скачка балакиревского «Исламея» удачно совпала с упоением фортепианной ловкостью. Чайковский («Времена года») у Малофеева подрастерял толику привычной — у прочих пианистов — повышенной сентиментальности. А чеканная бодрость и отчетливая «акцентность» музыки Прокофьева в Седьмой сонате оказались для пианиста чем-то родным.
Александр Малофеев. Фото: Глеб Омельченко
Характерная особенность большинства концертов Летней школы — нетривиальные программы. Людмила Берлинская и её французский партнёр Артур Ансель исполнили на двух фортепиано две пьесы Метнера и вальсы Рейнальдо Ана, написанные им на фронтах Первой мировой войны. В концерте «Романтический корнет La BelleEpoque — «Нескучный сад», где скрипач Назар Кожухарь играл вместе с мастером медных духовых Леонидом Гурьевым и пианисткой Екатериной Ивановой, звучал редко исполняемый Карл Рейнеке — серьезный немец, ученик Мендельсона и учитель Грига и Яначека. К Рейнеке добавились «несерьезные» вальсы Вальдтефеля — придворного композитора императора Наполеона Третьего. Программка вечера «Волшебная флейта» с участием Ольги Ивушейковой, Анны Гришиной и гостя из Люксембурга Карло Янса пестрела именами, которые, скажем прямо, не у каждого меломана и даже не у каждого музыканта на слуху: Санкан, Гриффс, Гобер, Юрель, Доплер… Что, судя по разговорам в кулуарах концерта, радовало публику вдвойне: расширение музыкального кругозора (кому-то) плюс качество исполнения (всем) — как двойной подарок.
Фортепианный дуэт «МаЯк», объединивший наставников Летней школы, пианистов Якова Кацнельсона и Марианну Шалитаеву, поразил не только мастерством исполнителей, их объемным, летящим и одновременно строгим звуком и пониманием партнера с полуслова, но и выбором названий. Соната Хиндемита, с его чуть суховатой «аналитической страстностью» без капли благостности, соната Стравинского, где игра ритмов завораживает «рассудочной» непредсказуемостью. И особенно — соната Бартока для двух роялей и 12 ударных, когда дуэт превратился в квартет, а перкуссионисты Михаил Путков и Владимир Терехов добавили перца в и без того пряное сочетание трагического и фольклорного.
Фортепианный дуэт «МаЯк». Фото: Глеб Омельченко
Программа «Гобой плюс» — второй с таким названием концерт на Летней школе (первый был в прошлом году). Организатор и один из исполнителей — гобоист Дмитрий Булгаков, преподаватель Гнесинской школы, концертирующий музыкант. «Плюс» — в данном случае не только ансамбль прекрасных профи (скрипач Алексей Лундин, кларнетист Антон Дресслер, контрабасист Григорий Кротенко и альтист Александр Митинский), сыгравших Квинтет Прокофьева во всей его мощи — с характерными остинатными напорами, капризным ритмом и «острой» фактурностью. Это и воплощение принципа Летней школы — творческий тандем учителя и учеников. Ученики Булгакова — студент Таллинской Академии музыки Алексей Савинков и студентка Московской консерватории Анна Борисова — выступили в первом отделении. Она сыграла концерт Штрауса, он — концерт Моцарта, с тонко исполненной медленной частью, где Савинков «созерцал» акварельную нежность музыки.
Программа «Гобой+». Фото: Глеб Омельченко
Еще одно радостное — для автора этих строк — открытие. И тоже молодежь рядом с признанными мастерами. Вечер, скромно названный «концертом камерной музыки», подарил отменную игру ансамбля молодых музыкантов, недавних (2017) выпускников Гнесинки — Елизаветы Леоновой, Григория Филипченко и Дарьи Бочаровой, вместе с Максимом Доронкиным и Александром Татариновым. Особенно захватила скрипка Леоновой — властная и темпераментная, украсившая Фантазию из оперы «Порги и Бесс» и «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы, но особенно — как первая среди лучших — Квинтет ре мажор Бриджа.
Невозможно не упомянуть о вечере, где звучала барочная музыка. Ольга Мартынова, Марина Катаржнова и Август Крепак, солисты ансамбля «Гнесин барокко», продемонстрировали, как звучат на жильных струнах и аутентичных инструментах Бах и Вивальди и какая прелесть скрыта в старинных жигах, сарабандах и курантах. Так же невозможно не вспомнить о сольном вечере кларнетиста Антона Дресслера. Пожалуй, это был самый изысканный концерт фестиваля. Дресслер соединил «живой» кларнет и live-электронику, наполнив союз сложными импровизациями, когда и сам автор музыки не знает, что в результате получится. Композиции — сплав светлой печали, медитации и драйва, лирический герой этой музыки — хороший человек, задающий вопросы. А звучание инструмента, из недр которого льются волны тонкого мастерства, словами не передашь.
Как сказал педагог, участник концертной программы Летней школы, виолончелист Борис Лифановский, «камерная музыка прекрасна в первую очередь общением — и это именно тот случай, когда общение и на сцене, и вне её, доставляет колоссальное удовольствие». Такое чувство осталась от концерта, где можно было услышать прихотливое фортепиано трио Аренского и редкие «Шведские танцы» Бруха, и где демонстрировали мастерство Лифановский с соратниками (среди которых я бы особо выделила валторниста Станислава Давыдова, дивно сыгравшего в Трио Брамса).
Концерт камерной музыки. Алексей Лундин, Татьяна Федосеева и Станислав Давыдов. Фото: Майя Динова
Что касается учеников Летней школы, то кантата «Stabat Mater» Перголези, исполненная в финале проекта — доказательство дерзости школьных намерений. За десять дней кантату отрепетировали детский струнный оркестр и хоровая студия «Летней школы в Гнесинке», а также приглашенные солисты из детского музыкального театра «Олимп» под руководством дирижера Екатерины Сиромахи. Как с гордостью рассказывают в Гнесинке, юные хористы узнали детали создания «Stabat Mater», разобрали переводы текста и даже подучили латынь. И это был лишь один из двух отчетных концертов. Главному финальному гала предшествовали занятия в сводном оркестре «Летней школы в Гнесинке» под управлением Михаила Хохлова, когда «дети постигали азы работы в музыкальном коллективе и учились взаимодействовать с дирижером и друг с другом». И конкурс на лучшее исполнение Третьего концерта Бетховена для фортепиано с оркестром. Победителей оказалось двое: ученики Гнесинки Алина Шмакова и Артемий Соколовский. На концерте выступили оба: энергичная Шмакова исполнила партию фортепиано в первой части, рефлектирующий Соколовский солировал во второй и третьей. Этот же оркестр, где школьники музицировали вместе с взрослыми, сыграл Пятую симфонию Бетховена, звуки репетиций которой несколько дней сладостно «преследовали» посетителей «Дома на Знаменке». А прыткие южноамериканские танцы и награждение победителей школьного теннисного турнира добавили финалу праздника другую, но тоже нужную, веселую тональность.
Источник:
www.rewizor.ru