Марина Чистова: «Осення песнь» в доме С. Рихтера

Добавлено 30 сентября 2009 muzkarta

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Артём Ляхович (фортепиано)

Исполнитель должен стараться чувствовать в музыке пульс эпохи композитора и передавать самое характерное в ней.
Святослав Рихтер

После суетливых и холодных московских улиц с ползущими тяжело и мрачно машинами в пробках, равнодушными и напряжёнными лицами навстречу и всего того, чем «богат» современный мегаполис, — приходя в тёплый, открытый, гостеприимный дом на Большой Бронной, попадаешь в другой мир. Это маленький островок культуры высоко над суетной землёй: на 16 этаже обычного жилого дома — музей-квартира Святослава Рихтера. Доброжелательная и приветливая встреча, картины на стенах, тишина и мягкий свет итальянских старинных торшеров в небольшом уютном зале, сосредоточенность сидящих в нем людей… И ожидание чего-то очень хорошего.

Московская золотая осень подарила нам свою «осеннюю песнь» ещё раз. В самом конце сентября в мемориальной квартире С.Рихтера состоялся вечер фортепианной музыки: произведения русских композиторов исполнял молодой украинский пианист Артём Ляхович. Программу составили Третья соната А.Скрябина соч.23, четыре пьесы из цикла «Времена года» П.Чайковского и две сюиты из оперы «Война и мир» С.Прокофьева в переложении А.Ляховича.

Этот первый сольный концерт музыканта в Москве был организован с помощью интернет-форума «Классика» — лидера среди сайтов об академической музыке в России, активным участником которого является и Ляхович. Часть программы — 4 пьесы Чайковского пианист исполнил ранее на открытии очередного концертного сезона форума, которые устраиваются ежегодно, и стали уже хорошей традицией. И этот концерт, проходивший в «святая святых» отечественного пианизма, также можно было отнести к одному из них. Очень интересно и тепло рассказал о форуме и об Артёме Ляховиче А.Гетлинг — тоже активный «форумчанин» и фактический организатор этого вечера. И хотя в Москве киевский пианист почти неизвестен, у него уже есть здесь своя публика: поклонники этого одарённого музыканта знают его во многом благодаря форуму «Классика».

Собственно именно форумом, как сообществом преимущественно молодых музыкантов, этим уникальным явлением в интернет-пространстве, объединяющим профессионалов и любителей классической музыки «от Москвы до самых до окраин» и уже почти на всех континентах планеты, заинтересовалась хранительница музея-квартиры С.Рихтера, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А. С. Пушкина Л. Э. Кренкель, послушав записи Ляховича. Предваряя концерт, она рассказала о традиции музыкальных вечеров, заложенной ещё самими хозяевами этого гостеприимного дома, которые были не просто домашними и семейными, а по настоящему строго концертными; об удивительной атмосфере большой комнаты, с её уникальными роялями, где Рихтер занимался сам и репетировал с другими музыкантами, и где молодые исполнители проходили свои «университеты». Традиции сохраняются: здесь по-прежнему выступают известные артисты и часто талантливая молодёжь, а для некоторых это становится уникальным дебютом. И все, когда-либо игравшие в доме на Бронной, отмечают какую-то особую энергетику, наполняющую этот небольшой зал, становящийся бесконечно огромным при звучании рояля, «впитавшего» в себя весь фантастический мир музыки, в самые глубокие тайны которого умел проникать живший здесь Мастер — «больше, чем пианист», достигший «высшей ступени в поисках музыкальной истины»…

Разрешение на соприкосновение с инструментом Рихтера получают далеко не все желающие. Артём Ляхович обладает безусловным талантом, артистическим обаянием и высоким профессионализмом. Этот разносторонний музыкант — пианист, педагог, музыковед и художник, — несмотря на свой молодой возраст (ему 27 лет) уже многого достиг, и хорошо известен у себя на Родине. Он выпускник Национальной музыкальной академии Украины, там же закончил аспирантуру. Ведет активную концертную деятельность на Украине и за рубежом, преподаёт сразу в трёх специальных музыкальных заведениях Киева: в Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского, в музыкальной школе-десятилетке им. Н.Лысенко и в Институте музыки им. Р.Глиэра. В последнем также читает лекции на основе разработанных им курсов методики преподавания фортепианной игры и истории фортепианно-исполнительской эстетики. Лауреат Государственной премии и медали Кабинета Министров Украины, лауреат международных фортепианных и ансамблевых конкурсов (в том числе 1 премия на Международном конкурсе им. М. Юдиной в Санкт-Петербурге, 2008 г.). В разные годы был стипендиатом нескольких крупных фондов, в числе которых фонд Президента Украины и московский фонд «Русское исполнительское искусство». Автор статей и исследований, опубликованных в украинских и зарубежных музыкальных изданиях. Автор фортепианных транскрипций музыки Д.Шостаковича, А.Брукнера и С.Прокофьева.

Сюиты из оперы «Война и мир» С.Прокофьева в переложении для фортепиано А.Ляховича стали российской премьерой этих сочинений в сентябрьском концерте в мемориальной квартире С.Рихтера. (Мировая премьера сюит была 2007 г. в Кировограде, на Международном фестивале памяти Г. Нейгауза.) Эта блестящая транскрипция по точности выразительных приёмов и ясной драматургии представляет в сжатом виде сюжет оперы и яркий «портрет» самого спектакля — своеобразную миниверсию, где персонажи и образы проходят зримым рядом и «нарисованы» с истинно прокофьевским колоритом. К достоинствам её также следует отнести пианистичность и концертность, но поданную без дешёвых эффектов и с безупречным вкусом. Непрерывность драматического развития, создающая единство цикла, подчёркивалась исполнением: все части были сыграны на одном дыхании, и слушатели напряжённо следили за развитием «сюжета». Нескрываемая увлечённость артиста этой музыкой буквально заразила аудиторию, и эмоциональный ответ публики был не менее горячим и восторженным.

В настоящее время сюиты готовятся к публикации в издательстве «Музыка» и, безусловно, войдут в концертный и педагогический репертуар пианистов.

Вообще программа Скрябин-Чайковский-Прокофьев сама по себе очень интересна, и представляла такую разную русскую музыку. А исключительная доброжелательность слушателей, безусловно, повлияла на внутреннее состояние музыканта, который с первых минут задал высокую вдохновенную тональность всему концерту и сразу захватил внимание публики. И все три композитора были исполнены равнозначимо и стилистически точно — передалось рихтеровское «самое характерное», но вместе с тем прочтены они были каждый по-своему, и исполнение каждого сочинения оставило особое впечатление. Так, в Скрябине слышалась своя активная пафосная позиция, подчёркивающая авторское drammatico. Но по-скрябински «дышали» его тонкие сферы: в завораживающем образе 3й части, подобно плывущему облаку-мечте, — этой удивительной лирической «песне на фоне дикого пейзажа», которая прозвучала необыкновенно чисто и проникновенно. Звуковые и драматические картины сонаты творились сиюминутно, но контролируемо, и становилось понятным, что это лишь одно из «предварительных действ» композитора на пути к неосуществлённой им Мистерии… Музыка звучала будто в абсолютно свободном пространстве, и каждый слушатель присутствовал наедине с собой, не замечая остальных. И при этом все слились в одно: то, к чему так стремился автор… Каждый раз, когда звучит Скрябин в хорошем исполнении, происходит эта маленькая чудо-мистерия.

Осенне-зимние пьесы Чайковского из «Времён года» (Сентябрь «Охота», Октябрь «Осенняя песнь», Ноябрь «На тройке», Декабрь «Святки») составили, благодаря исполнителю, своеобразный цикл в цикле со своей драматургией, подобно сюите или миниатюрной симфонии, и были сыграны с жанровой определённостью и чёткостью форм. Переход из одного музыкального мира в другой всегда непрост, а исполнение скрябинских сонат требует повышенной энергетической отдачи. Но Ляхович, со свойственной молодости непосредственностью, перешёл к Чайковскому почти без перерыва. Тем не менее «Охота», ставшая безусловной удачей программы, была исполнена ярко и с оркестровым масштабом. (Многие пьесы этого цикла по содержанию выходят далеко за рамки фортепианных миниатюр.) По контрасту к «Сентябрю» «Октябрь» прозвучал подчёркнуто камерно, но цельно и просто. Некоторое звуковое несовершенство компенсировалось естественностью фразировки и какой-то трогательной детскостью. Это одна из популярных и самых трудных в музыкальном отношении частей цикла, где каждая нота как на ладони (а, как известно, чем меньше нот, тем труднее играть), и количество интерпретаций её огромно: от бесстрастных и строгих до предельно медленных и вычурных, от взволнованных до «потусторонних». Эта пьеса — показатель лиричности и вместе с тем глубины исполнителя. Но как её не играй, — у каждого слушателя всё равно будет своя «Осенняя песнь»… В другой популярной и также по-своему трудной пьесе цикла с её бесконечными повторениями «кругов» вальса, как кругов жизни (вальсы вообще непростой для исполнителя жанр), — «Святки» — поразила выразительная простота и собранность формы, так, что повторы стали естественными и вообще не заметными. Интересны были звуковые и образные находки в пьесе «На тройке», которую часто играют просто технично. Пианистическое мастерство и оркестровое звучание создавало почти зримое пространство, объёмную картинку, будто наполненную воздухом и светом. Вообще исполнение Ляховичем этих четырёх пьес из «Времён года» отличалось свежестью и отсутствием штампов, которых трудно избежать в такой популярной музыке: оно было строгим и ясным, но при этом тёплым и бережным, каким и должно быть исполнение камерной музыки Чайковского. Такие разные пьесы этого «миницикла» были сыграны с любовью к каждой ноте и с искренностью, редко присущей мужскому пианизму.

А в небольшом перерыве слушатели смогли пройтись по комнатам и посмотреть часть экспозиции музея-квартиры; постоять на балконе Рихтера, глядя с 16-го этажа на огни вечерней Москвы; послушать «осеннюю песню» города (а с такой высоты не видно суеты!) и ощутить связь времён…

После перерыва исполнялись те самые транскрипции С.Прокофьев-А.Ляхович из оперы «Война и мир». Они стали ярким событием концерта, триумфальным финалом всего вечера, где было столько истинно русского! И стало понятно объединение трёх композиторов в одной программе, в которой звучал «пульс эпохи» по выражению Рихтера, нашего динамичного и рационального времени с его ностальгией любви… И в исполнительской манере пианиста великолепно сочетались волевой интеллект и непосредственная эмоциональность, чёткая организация музыкального материала и открытый темперамент, искренность и ярко выраженное дирижёрское начало. И ощущение молодости в каждом звуке. Может быть, поэтому местами в концерте было многовато педали?

В целом сольный дебют киевского музыканта был интересным, запоминающимся и, безусловно, удачным.

Особая атмосфера музея-квартиры С.Рихтера составлена также и художественным пространством: из коллекции Святослава Теофиловича, пастелями самого Рихтера, а также традицией устраивать вернисажи мастеров изобразительного искусства. И в этот вечер русской фортепианной музыки в один из последних дней сентября в доме Рихтера проходила выставка российского художника Владимира Ильющенко. Артём Ляхович пока неизвестен, как художник, но его работы чрезвычайно интересны. В этом смысле многоплановая одарённость музыканта вполне в духе Рихтера. В ближайшее время планируется выставка его рисунков и графики в киевском Доме Актёра. И, возможно, следующий московский концерт А.Ляховича состоится в одном из больших залов столицы, и — кто знает? — будет сопровождаться его же художественными работами. И это станет ещё одним дебютом талантливого украинского пианиста.

Автор: Марина Чистова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору