Победитель композиторского конкурса Gaudeamus Александр Хубеев — об экспериментальной музыке, написанной для несуществующих инструментов
Автор: Anna van Kooij / Gaudeamus Musiekweek
В Нидерландах завершился один из самых известных международных конкурсов для современных композиторов — Gaudeamus. Его победителем в третий раз за историю смотра (с 1957 года) стал автор из России — выпускник Московской консерватории Александр Хубеев, представивший на финальном этапе три свои пьесы. По завершении конкурса Александр ответил на вопросы «Известий».
— Александр, чем можете объяснить тот факт, что финалистами конкурса всё чаще становятся выходцы из Восточной Европы, в том числе из России.— Действительно, вы правы. Наверное, это происходит потому, что в России выросло поколение талантливых композиторов. И их сочинения не идут в стол. Разнообразные ансамбли очень любят исполнять музыку молодых композиторов, и даже больше: мне кажется, в нашей стране исполняют гораздо чаще, чем в других странах.
Но при таком внимании со стороны ансамблей есть проблема с финансовой поддержкой со стороны государства. К слову, три из последних пяти российских финалистов Gaudeamus уже живут за границей.
— В финал конкурса вышли пять авторов, работающих в относительно близком стилистическом диапазоне. Вы считаете, Gaudeamus демонстрирует актуальные тенденции?— Да, я так считаю. Сейчас приветствуется не приверженность какому-то направлению, а умение идти своим путем. И я могу сказать, что абсолютно все композиторы, которые были выбраны на «Гаудеамус», пытаются делать что-то свое, опираясь на новые тенденции. Если вы были на концертах, то могли убедиться в этом. Произведения одного композитора исполнялись на живой электронике, другого — на выключателях ламп, я, например, написал музыку для особых сконструированных объектов. Причем их конструировали сами исполнители.
— Использование необычных инструментов в ваших сочинениях требует особой подготовки. Как проходят ваши репетиции? — В таких случаях требуется много общения перед исполнением. Помимо партитуры и объяснения я присылаю видеопримеры с записью приемов игры, чтобы исполнителям было понятно, как играть и как должен звучать результат. Например, с ансамблем Nadar мы переписывались с марта. И в результате они не только сконструировали инструмент, но еще и сами придумали, как его упаковать и перевозить. Теперь они смогут повторить мою пьесу в Бельгии в октябре.
— Расскажите о своих пьесах, вошедших в программу конкурса.— Они были написаны в разное время. «Шепот Феникса» для скрипки соло была написана еще 5 лет назад, но долгое время пролежала в столе. Моя ансамблевая пьеса называется «Призрак антиутопии». Идея этой пьесы — взаимодействие жестов и музыки. Во время ее исполнения дирижер фактически играет на собственном инструменте, который можно назвать системой акустических сенсоров. Эти сенсоры считывают движения дирижера и переводят их в музыку.
— А чему посвящена пьеса, написанная специально для конкурса, — «Остров Возрождения: песни мертвого города»?— Остров Возрождения — это остров, который существовал в Аральском море. Там проводились различные эксперименты с химическим и биологическим оружием. После распада СССР бывший экспериментальный полигон стал заброшенным городом посреди пустыни. И острова никакого нет, и возрождения нет. Для меня это метафора многих городов России, которые вымирают, — как, например, города с угольными шахтами, которые стали нерентабельны.
— Где у вас запланированы ближайшие исполнения и когда вашу музыку можно будет услышать в России?— Сейчас я пишу две новые пьесы — одну исполнят на Венецианской биеннале, другая пьеса с видеорядом прозвучит на открытии фестиваля «Московская осень». В сентябре у нас будет экспериментальный проект на Московской биеннале. А в канун «Ночи музыки» «ГАМ-ансамбль», специализирующийся на музыке молодых композиторов, исполнит мою пьесу в Третьяковской галерее.
Владислав Тарнопольский:
izvestia.ru