Москва — Петушки, далее — на виолончели

Добавлено 27 июня 2016 muzkarta

Даниил Гришин (альт, дирижер), Игорь Фёдоров (кларнет), Международный Виолончельный фестиваль «Vivacello», Денис Мацуев (фортепиано), Яков Кацнельсон (фортепиано), Борис Андрианов (виолончель), Центр классической музыки, Фестиваль «Музыкальная экспедиция», Рэм Урасин (фортепиано)

Борис Андрианов и Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина у стен дворца в усадьбе Андреевское. Фото автора
Корреспондент «Труда», посетивший фестиваль «Музыкальная экспедиция», подтверждает: виолончель — самый что ни на есть русский народный музыкальный инструмент

19 июня концертом у не слишком ухоженных, но колоритных барочных стен усадьбы Андреевское, что в Петушинском районе Владимирской области, завершился один из самых необычных фестивалей нашей страны — «Музыкальная экспедиция». Корреспондент «Труда», уже второй раз навещающий этот праздник, подтверждает: виолончель — самый что ни на есть русский музыкальный инструмент, способный не только завоевывать чужеземные Пальмиры, но прежде всего творить чудеса на родной земле. Если, конечно, он — в руках настоящего мастера-виртуоза и увлеченного музыканта-просветителя. Такого, как Борис Андрианов.

Борис — из той новой формации победителей международных конкурсов, которым мало успешных выступлений в престижных залах мира. Ему, как и Денису Мацуеву, и Вадиму Репину, хочется путешествий вглубь России, вовлечения в орбиту классической музыки тех людей, которые, возможно, раньше и простое пианино-то слыхали от случая к случаю.

Джон Кописки с Алисой Бирюковой и другими участниками фестиваля
Как-то, приехав на гастроли во Владимирскую область, Борис встретил единомышленницу — молодую и сверхэнергичную Алису Бирюкову, тогда заместителя директора местного Центра классической музыки. Вместе съездили в красивейшую, но находящуюся в небрежении усадьбу Муромцево — имение последнего владимирского предводителя дворянства Владимира Храповицкого. «Вот бы тут поиграть!», воскликнул Борис. Возможно, если бы рядом с ним в этот момент был кто-то другой, восклицанием дело и ограничилось. Но не такова Алиса. Которую, кстати, вскоре пригласили работать заместителем руководителя областного департамента культуры. И уже в следующий приезд Андрианов вместе с друзьями-музыкантами при большом скоплении публики давал концерт в отреставрированной усадьбе. А потом отправился в концертное путешествие по старинным городам и селам края. Так в 2014 году возникла «Музыкальная экспедиция». За два года она охватила сам Владимир, родину поэта Фатьянова Вязники, возрождающийся город стекольных мастеров Гусь-Хрустальный, поселок создателей лаковой миниатюры Мстеру…

Фестиваль не только знакомит жителей глубинки с красотами квартетов Шуберта и Танеева. Объединенные усилия музыкантов и руководства области, вплоть до губернатора Светланы Орловой, помогают решать даже серьезные земельные вопросы. Например, после прошлогоднего концерта в селе Давыдово у домика-музея композитора Бородина (который любил приезжать сюда на лето) удалось добиться возвращения музею территории, где некогда находился сад, особенно любимый автором «Князя Игоря».

Борис вместе с друзьями-ансамблистами — скрипачами Борисом Бровцыным, Юлианом Рахлиным, кларнетистом Игорем Федоровым, пианистом Филиппом Копачевским и другими международно известными музыкантами — работает без дураков. Качество исполнения и звука даже на обыкновенной сельской площади — поистине консерваторское. Чего это стоит, знают лишь сами музыканты и члены их технической команды. Ведь только аренда концертного рояля обходится не в одну сотню тысяч рублей.

Увы, посетить все концерты двухнедельного фестиваля для корреспондента «Труда» оказалось нереально. Не удалось посмотреть, как, не обращая внимания на ледяной петербургский дождь, слушала Концертную симфонию Моцарта многосотенная публика Петропавловской крепости (фестиваль в этом году впервые шагнул за пределы Владимирщины). Не вышло добраться до Рязани и Касимова — красивейших старинных городов Центральной России. Прошли мимо меня концерты в усадьбе великого русского ученого, пионера авиации Николая Жуковского, в парке города Киржача, у островного женского Свято-Введенского монастыря…

…Спасибо знаменитой электричке Москва — Петушки. Подозреваю, мало изменившейся со времен Венички Ерофеева: так же забита, душна, шумна. Но именно она доставила меня на заключительные концерты праздника. И какой же контраст — после двухчасовых воплей торговцев зубными щетками и мозольными пластырями попасть в комфортный конно-туристический комплекс, устроенный здесь обрусевшим англичанином Джоном Кописки.

Этот практичный коммерсант четверть века назад влюбился в русскую женщину Нину, а через нее в Россию, женился, бросил Англию, устроил под Петушками экологическую ферму, выстроил церковь, родил пятерых детей (это не считая двух совсем взрослых английских дочек от первого брака, но они с отцом общаются мало — им у нас не нравится, а он дольше чем на несколько дней в году не может оставить хозяйство, начинает беспокоиться и скучать).

В оформлении своего поместья Джон проявил себя настоящим патриотом России

Столовая-клуб Джона — настоящий музей англо-русского братства (которого в реальности между нашими государствами, пожалуй, никогда не и было): британский флаг на фоне знамени Победы и стендов о подвигах Красной армии… И как же радовался белобородый (ни дать ни взять Чарльз Дарвин с улыбкой Деда Мороза) Джон, когда музыканты Бориса Андрианова играли на открытом манеже «Форельный квинтет» Шуберта! Ему для успеха дела и привлечения публики так не хватает «культурной составляющей». Удивлялся: из Владимира, заплатив по 400 рублей за билет, слушатели организованно приехали на автобусе. Пришли и жильцы его гостиницы. А вот свои с доску сельчане почему-то проигнорировали: ни одного гостя из близлежащих деревень. Хотя вообще-то вход на саму концертную площадку бесплатный. Но эту глушь музыка пока не пробила.

Закрывали фестиваль в соседнем Андреевском. Ради такого случая подъехал Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина — по совместительству директора того самого Центра классической музыки, откуда «родом» и наша знакомая Алиса Бирюкова. Эстраду собрали прямо в створе проездной арки роскошного, но нуждающегося в реставрации дворца графов Воронцовых-Дашковых. Звучала не только классика, но музыка «авангардиста танго» Астора Пьяццоллы, очаровательная сюита легендарного советского джазмена Александра Цфасмана, наконец коллективная импровизация, направляемая одним из друзей Бориса Андрианова — сногсшибательным джазовым контрабасистом Андреем Ивановым. Может быть, этот концерт, где присутствовало много известных людей Владимирщины, поможет ускорить возрождение одного из крупнейших в России сохранившихся дворянских гнезд XVIII века?

P. S. А сам Борис уже мыслями в следующих фестивалях. Их у него множество: осенний Vivacello, весенний Vivarte (совместно с Третьяковской галереей)… Для «Музыкальной экспедиции-2017» приготовлено специальное блюдо — рывок на север, в Вологодскую область, где, по слухам, усилиями потомков русских дворян восстановлена еще одна старинная усадьба…

Голоса

Борис Андрианов, виолончелист, продюсер

— Очень доволен тем, как прошел праздник. Удалось собрать классный состав музыкантов. Посетить много новых мест. И получить отдых, во время которого тебя не мучит совесть за то, что ты бездельничаешь. Потому что такая работа — в огромное удовольствие. Летние фестивали всегда проходят в красивых местах, а наш фестиваль уникальный, он еще и кочует по красивым местам.

И вроде бы идея лежит на поверхности, а вот никто раньше не догадался. Третий год ездим с одной и той же технической командой, свет и звук великолепные. Репертуар прошлых лет практически не повторяем. Включили в программу этого года Трио Чайковского, Квартет Шумана, «Форельный квинтет» Шуберта…

Посещаемость — на удивление хорошая, целые автобусы приходят из Владимира и близлежащих городов.

Сейчас замечательная погода, даже жарко. А в первые дни было очень холодно. Во Владимире сцену поставили на смотровой площадке, откуда с одной стороны видно долину за Клязьмой, с другой — Успенский собор. Пошел дождь, после него вспыхнула радуга. Публика с зонтами — как лоскутное одеяло. Безумно красиво.

Вчера в парке «Вшивая горка» в Киржаче было под тысячу народа. Свято-Введенский островной монастырь произвел большое впечатление, мы играли на материке, рядом — мост на остров, с другой стороны — приют для девочек из трудных семей и колония для девочек-правонарушительниц. Их строем, с конвоем вели к нам на концерт, каждая со своим стулом. Необычное ощущение…

На будущей год есть планы поехать в Вологодскую область. А это значит, нужно договариваться с местными властями. Может быть, Минкульт Р Ф даст какие-то средства. В этом году все делалось на деньги администрации области.

Джон Кописки, фермер

— 26 лет живу в России, и 24 года, как мы с моей супругой Ниной Валерьевной построили здесь дом. Место это нам помог выбрать наш русский деловой партнер, у которого дача в деревне Богдарня, 8 км отсюда. Недалеко город Муром с его монастырями, лет 20 назад по соседству открылся Свято-Введенский островной монастырь под началом матушки Февронии. Мы сами лет 10 назад выстроили деревянную церковь в нашем селе.

Организовали производство молока. Начинал я с нуля, не знал разницы между пашней и поймой. Надой был 6 литров, а через 5 лет — уже 16, больше среднего по России. Построили современное молочное хозяйство, оно называется Рождество, 35 км отсюда: 4000 коров, из них 1700 фуражных, каждый день — 50 тонн молока.

5 лет назад Нина Валерьевна решила заняться агротуризмом. И вот теперь у нас ферма, на которой мы с вами разговариваем. Всего с нами работают 170 человек

Быть фермером — тяжелый крест, но так Господь решил, и я это очень люблю. Прибыль — не главная цель. Наш губернатор Светлана Юрьевна (Орлова. — «Труд») помогла, построила дорогу, это очень важно для деревни. Зам. губернатора Михаил Юрьевич (Колков. — «Труд») много для нас делает, думаю, и в мотивации фестиваля «Музыкальная экспедиция» его роль большая.

Хотя пока в нашем государстве туризм — не из самых главных тем. Нет такой финансовой системы, какая существует в молочном бизнесе, невозможно получить дешевый кредит. Сейчас в нашей гостинице 19 номеров, мы хотели построить еще 29, тогда бы смогли принимать полный автобус. Но откуда взять на это деньги?

Нет нужной инфраструктуры. Электрички ходят переполненные. А от станции еще надо доехать до деревни. На чем? Вот сейчас, когда устраивается концерт, даже не организовали оттуда транспорт. Из Владимира люди приехали. А местные не смогли. Районной администрации это обошлось бы в 10 тысяч рублей. Не нашли их.

Сегодня вечером вы увидите двух моих дочерей, Ефросинью и Марфу, 14 и 11 лет. Старшая уже здесь, помогает на кухне, младшая приедет из Москвы. Они обе у меня в Москве учатся в хорошей гимназии.

Сам я — бывший британец. Папа был поляк. Но для меня там мало интересного. Вы говорите, на Дарвина похож? Ха-ха! Нет, я совсем не Дарвин, 26 лет уже как принял православное крещение. В Лондоне у меня две дочери, им 39 и 36 лет, старшая — гендиректор большого фонда… Три внучки. Два раза в году на 2−3 дня езжу к ним, дедушка же должен видеть внуков. Но любовью к России я их не заразил. Иногда они сюда ездят, но им тут не очень нравится, они мало понимают наш характер и нашу жизнь.

Сегодняшний концерт — первый за все мои годы здесь. Культурные события, считаю, очень важны, особенно в таком месте, как наше, где культурная пустыня. Без культуры нельзя строить будущее, как без дисциплины — бизнес. Культура и есть дисциплина души. На айпэде и айфоне ее не построишь. Нужно живое общение с людьми искусства.

Алиса Бирюкова, заместитель директора департамента культуры Владимирской области

— Фестиваль подрос, желающих участвовать в нем больше, чем мы можем принять. Альтист Даниил Гришин специально отодвигал гастроли, чтобы приехать. Пианист Яков Кацнельсон переживал, что у его студентов экзамены в консерватории, и это помешает ему выступить.

Впервые мы вышли за пределы Владимирской области. Нас испытывала погода, один из концертов пришлось переносить с открытого воздуха в помещение — прямо во время выступления Губернаторского симфонического оркестра под управлением Артема Эдуардовича Маркина пошел очень сильный дождь. Было трогательно наблюдать, как публика помогала переносить пульты, под зонтами проводила музыкантов в зал нашего Центра классической музыки — непосредственного организатора фестиваля. Это был первый концерт владимирской части фестиваля, после его возвращения из Петербурга и городов Рязанской области. Тогда кларнетист Игорь Федоров играл Канцону Танеева, пианистка Татьяна Бережная и скрипач Петр Никифоров — Двойной концерт Мендельсона, Борис Андрианов — Анданте кантабиле Чайковского, бельгийский скрипач Леонард Шрайбер (который впервые у нас на фестивале) — «Цыганские напевы» Сарасате и «Размышление» Массне, пианист Рэм Урасин — Ре мажорный концерт Гайдна… Роскошная программа, которую не стыдно исполнить в самом серьезном концертном зале. Концерт закрытия в усадьбе Воронцовых-Дашковых — это акция, посвященная возрождению усадьбы, которая нуждается в реставрации, и область ищет для этого инвесторов. Поэтому «Музыкальная.экспедиция» решила сделать акцент на этом памятнике.

Кстати, тут нам снова помогли слушатели. За несколько дней до концерта мы провели субботник по подготовке площадки, на который пришли десятки энтузиастов-меломанов.

Еще несколько слов о том, что такое наш Центр классической музыки. Это областное государственное объединение, в нем оркестр, большой и камерный хоры, большая детская капелла… Занимается Центр, в отличие от филармонии, исключительно музыкальной классикой. Основан в 1992 году нашим знаменитым дирижером Эдуардом Митрофановичем Маркиным — руководителем Владимирского камерного хора, потом его сменил Артем Эдуардович Маркин, ставший и директором, и дирижером оркестра, хора. А я в департаменте культуры области курирую этот проект.

Из других наших проектов назову Всероссийский фестиваль колокольных звонов и духовной музыки «Лето Господне» в Суздале. Шмелевское название дано празднику не случайно: Иван Шмелев прожил на Владимирщине 7 лет и начался здесь как писатель. Соберутся около 40 звонарей, выступят они, по традиции, на двух площадках: это Спасо-Евфимиевский монастырь, где сохранилась уникальная звонница с набором старинных колоколов, и Ризположенский монастырь. В прошлом году мы попробовали сочетать колокольный звон с оркестром. На площади Суздаля оркестр играл фрагменты русских опер, где есть колокольный звон, и звонарям там нашлась работа… В этом году хотим там сделать поэтическую площадку. Благодаря дружбе с Фондом Достоевского, которым руководит поэт Игорь Волгин, пригласим круг известных писателей и поэтов.

Наш основной проект в области классики — возрожденный Танеевский фестиваль. В 80-е во Владимирской области Э. М. Маркин проводил Всесоюзные танеевские хоровые фестивали. Но в 90-е годы этот смотр прекратил существование. Однако сейчас имя Танеева снова активно звучит во Владимире. В 2015 году этот фестиваль возродили, открывал его Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра. Будем проводить раз в два года, следующий — в 2017 году. Уже обсудили с Ларисой Абисаловной Гергиевой (руководителем Академии молодых певцов Мариинского театра. — «Труд»), что приурочим к празднику Всероссийский вокальный конкурс. Возможно, также поставим одну из классических опер на пленэре.

Сергей Бирюков, Владимир — Москва
из номера 045 за 24 Июня 2016 г.
www.trud.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору