«Мой приоритет в том, чтобы наш татарстанский оркестр мог играть то, что не могут другие»

Добавлено 03 октября 2016 muzkarta

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Александр Сладковский (дирижер), Денис Мацуев (фортепиано)

Александр Сладковский уверен, что «маховик запущен», и ждет на концертах ГСО РТ зарубежных музыкальных критиков


Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ рассказывает читателям «БИЗНЕС Online» о планах наступающего сезона, о двух европейских турне и о том, как в Казани симфонической происходит ломка стереотипов.

«МНЕ ВАЖНЫ НЕ КАКИЕ-ТО ПРОЖЕКТЫ С ШУМИХОЙ…»

Наступает наш 51-й сезон. Думая об этом, я, честно говоря, с трудом отличаю конец от начала, непонятно уже, где закрытие, где открытие. Тот оркестр, который был в начале лета, очень сильно отличается от оркестра в его нынешнем виде. После записи симфоний и инструментальных концертов Шостаковича наш коллектив набрал форму, о которой я только мечтал, когда приступал к своей работе в Казани. Главное, что очевидно сейчас, мы — коллектив единомышленников, людей с миссией, а не просто некий контингент людей, зарабатывающих симфоническим исполнительством. На стыке нового сезона с предыдущим пошел, я бы сказал, настоящий график, настоящий режим. Мы как бы вошли в фазу такого центростремительного ускорения. А это очень хорошая тенденция. Кажется, Валерий Гергиевговорил, когда наладил выпуск оперной и симфонической продукции Мариинского театра, когда его петербургские фестивали вписались в режим гастрольных международных выездов: «Маховик запущен».

Вот и у нас «маховик запущен». Последние годы в Казани мы даем более 65 концертов в сезон. Для сравнения: 60 концертов — это норма стационарных американских оркестров местного подчинения, таких как Сан-Франциско-симфони или Чикаго-симфони. Кроме этого, у нас регулярные гастроли в столицах и в региональных городах России и Татарстана. Только что, например, наш оркестр с Денисом Мацуевым открыл в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, очередной сезон Московской государственной филармонии. Не просто сезон, а сезон, посвященный 110-летию Шостаковича, где мы играли, в частности, его Пятую симфонию. Раз уж речь зашла о композиторе-юбиляре, добавлю, что для меня эта тема не закрылась с нашим августовским рекординговым опытом. Во-первых, нам еще предстоит запись оставшихся симфоний — Тринадцатой и Четырнадцатой: для этого в Казань приедут Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра под управлением Льва Конторовича и солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова. Во-вторых, понять, как получилось записать симфонии для фирмы «Мелодия», мы сможем только через год, когда они будут выпущены на главном российском лейбле.

Честно говоря, я брался за этот проект вовсе не для того, чтобы очаровывать журналистов или какую-то узкую прослойку рафинированных меломанов. Мне интересно было понять, справимся ли мы, поднимем ли такую махину. Конечно, я не без волнения жду, когда записи выйдут, и хочу узнать, что о них скажут специалисты и простые слушатели. Любопытно и мнение критиков, когда они услышат вот этот наш симфонический результат. Все-таки для нас это была жизнь, в данной работе мы оставили какую-то часть себя. Но, если глядеть на вещи шире, мне важны не какие-то прожекты с шумихой, а те, в которых есть суть и глубина. Жизнь, знаете ли, очень интересная штука. Помню, когда я служил в военном оркестре и проявлял к чему-либо интерес, выходящий за рамки моих должностных полномочий, некоторые смеялись: «Зачем он туда ходит, чего добивается!» Но… в России надо жить долго. Работа с Шостаковичем, строго говоря, опыт стóящий хотя бы потому, что пусть мне кто-то назовет другой российский оркестр, который так справился бы с такой задачей, на которую замахнулись мы, ГСО РТ.

При этом безо всякого кокетства готов сознаться, что достигнутый уровень — еще не предел, «еще не то», хотя, конечно, я доволен, что наша оркестровая машина, включив огромную скорость, показала очень ровный ход и ни стекла у нее не полопались, ни мотор сбоя не дал, да и бампера не затрещали. Так вот за шесть лет, набрав скорость и не снижая ее, думаю, мы постепенно выйдем на новые возможности. По-моему, сейчас главное — не форсировать этот процесс и не поддаваться суетному желанию нравиться всем подряд, «быть впереди планеты с всей». Если жизнь предлагает нам задачу за задачей, их, думаю, правильнее решать с горячим сердцем и спокойным умом.

«АВСТРИЙСКИЕ И НЕМЕЦКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ ЕДУТ ЗНАКОМИТЬСЯ С СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ ТАТАРСТАНА»

Вот, например, сейчас мы выходим на совершенно новый уровень сотрудничества с нашими зарубежными партнерами в лице агентства IMG. В наступающем сезоне нам предстоит два ответственных тура.

В декабре мы дадим шесть концертов в четырех странах: Германия, Швейцария, Австрия, Словакия. Центральный концерт в венском зале «Музикферайн» будут транслировать на европейском канале классической музыки Mezzo. Нашими партнерами-солистами будут Мацуев и очень известная на Западе пианистка русских корней Валентина Лисица. Кстати, у нас на «Белой сирени-2017» она будет играть Четвертый фортепианный концерт Рахманинова, так что имейте в виду.

Чтобы никто не подумал, что мы едем лишь в качестве аккомпаниаторов к фортепианным концертам Чайковского и Рахманинова, скажу, что в симфонической части нашего европейского тура прозвучат Первая симфония Рахманинова, Увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила», «Картинки с выставки» и «Ночь на Лысой горе» в оригинальной редакции Мусоргского. То есть не та партитура, которую в свое время отредактировал, аккуратно инструментовал, как говорят музыканты, «причесал» Римский-Корсаков, а именно авторский вариант «Ивановой ночи на Лысой горе» Мусоргского — очень мрачная, колоритная и не так часто исполняемая музыка. В программу ее включили по моей просьбе, хотя в репертуарной истории этого тура от нас мало что зависело, потому что речь идет о той самой работе с агентством, у которого на листе только топ-исполнители и которое само ценою различных персональных и групповых комбинаций решает, кого с кем ставить, кому что предлагать.

После декабрьского тура по Европе, думаю, мы более-менее поймем, как и кто будет с нами работать на международном рынке. Кроме Европы есть, знаете ли, и другие векторы: Азия, Китай, Латинская Америка. Собственно, вот эти поступательные задачи сейчас меня и интересуют. Потому что приоритет мой в том, чтобы развивать именно наш татарстанский оркестр, чтобы он был в состоянии играть то, что не могут играть другие. Возвращаясь к тому же Шостаковичу, напомню читателям, что он-то ведь мыслил оркестр как парад солистов. В любой его симфонии — посмотрите! — совершенно потрясающие монологи солирующих инструментов: флейта, фагот, кларнет, да что говорить! А взять Четырнадцатую симфонию: какие там соло ударных, контрабаса, челесты! Справляемся, потому что каждый концертмейстер в своей группе следит за ее состоянием. Недавно, например, образовалась вакансия: нужен четвертый фагот, регулятор. Дали объявление, сразу объявились 7 человек. А через неделю эта цифра доросла до 10. Люди из других городов приезжают: из Ижевска, Саратова, Кирова. Литаврист Костя Колесников — наше новое приобретение: белорус, выучился в Петербурге. Сейчас он один из лучших литавристов молодого поколения — занял место, учит группу, ребят тянет. Приехал в Казань жить и работать. А ведь речь идет не о ремесленнике. К нам едут представители штучных профессий. Зачем? Чтобы работать в коллективе единомышленников.

В феврале нас ждет тур по Испании. Но до февраля надо дожить. А пока готовимся к открытию сезона, на котором прозвучат Одиннадцатая симфония Шостаковича «1905 год» (казанским исполнением Одиннадцатой симфонии 11 апреля 1966 года Натан Рахлин открывал историю нашего оркестра) и Первый виолончельный концерт Шостаковича в исполнении лауреата предпоследнего конкурса имени Чайковского Нарека Ахназаряна. Кстати, на открытие сезона к нам едут представители агентства IMG, которые пригласили нескольких зарубежных музыкальных критиков. Вот это я называю ломкой стереотипов. Когда-то российские критики отмахивались: «Казань! Да ну… это же провинция!» А сейчас австрийские и немецкие журналисты едут знакомиться с симфоническим оркестром Татарстана. Вот так, постепенно открывая дверь за дверью, мы и заглядываем в свой завтрашний день.

Александр Сладковский
www.business-gazeta.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору