С предложением награждать лучших сотрудников абонементами на концерты Муромской филармонии ее художественный руководитель Елена Леонидовна Пономарева не раз обращалась и к частным предпринимателям и в муниципальные учреждения.Откликов практически нет. Помогал только Фанерный комбинат и бывший директор Муромского Ремонтно-механического завода Ю.Н. Мардаров, регулярно посещавший концерты вместе с внуком и активно внедрявший абонементы в ближайшей школе. А ведь, казалось бы, логично, по крайней мере, в учебных заведениях поощрять педагогов, учеников, приобщая таким образом подрастающее поколение к величайшим культурным ценностям. Но в настоящее время и среди взрослого умудренного жизнью населения любовь к классической музыке крайняя редкость.
А наша филармония, до сих пор единственная в области, существует уже 13 лет. Еще в 1995 году ее создательница Е.Л. Пономарева, отослала на конкурс в Фонд Сороса проект «Филармония – структурное подразделение музыкальной школы» и выиграла грант.
Изначально концерты планировалось «подстраивать» под юного зрителя. Система эта высказывалась еще Д. Кабалевским – воспитывать ребенка на музыке, соответствующей ему по возрасту, доступной для восприятия, под которую легко выстраивается ассоциативный ряд (воображаемая картинка). И на заре становления программа выступлений включала «Детский альбом» Чайковского, произведения Грига, музыкальные путешествия по странам света, создавались костюмированные сценарии. Необходимость возобновления подобных концертов обсуждается «родителями» филармонии и неравнодушными слушателями на каждой встрече. Культурный вакуум в городе не дает детям прикоснуться к бесценным сокровищам классики и современности. В проекте Е.Л. Пономаревой наладить дружеские связи с преподавателями, чьи ученики – исполнители мирового уровня, - приглашать их для обмена опытом, проведения мастер-классов. Возможно, это вдохновит и наших педагогов, родителей, а главное ребят.
Сегодня филармония переживает массу трудностей. И не сложно догадаться, что в основном они сводятся к «стыдной», говоря словами министра культуры М. Швыдкого, проблеме финансов.
Но, тем не менее, 27 января в зале Дворца Культуры вновь звучала серьезная классическая музыка: светлая жизнеутверждающая соната Иоганесса Брамса; динамичная, и даже задорная соната «Retro» Александра Арутюняна; надрывная печальная соната, оказавшаяся итоговым сочинением Дмитрия Шостаковича и посвященное М.Ростроповичу Grand tango Астора Пьяцоллы. Как подметила ведущая вечера Е.Л. Пономарева, умеющая всегда как-то особенно интересно и незаурядно преподнести каждое произведение, это был первый концерт солирующего альта в Муроме за 1145-летнюю историю города. Так получилось, что чаще солирует виолончель и скрипка, альту признание пришло позже. Кстати, концерт виолончели и фортепиано пройдет на сцене филармонии 17 февраля в исполнении лауреатов международных конкурсов Тиграна Мурадяна (названного ЮНЕСКО музыкантом мира) и Елизаветы Ивановой.
На прошедшем концерте просто очаровали публику Сильва Мурадян (сестра Тиграна) – выпускница Российской Академии Музыки им. Гнесиных (класс Заслуженного артиста России, солиста Большого Театра, профессора Игоря Исааковича Богуславского) и Варвара Непомнящая (аспирантка Московской Государственной консерватории им. Чайковского).
Е.Л. Пономарева проанонсировала предстоящее 3 февраля в Выставочном зале музея выступление ансамбля скрипачей «Вербовский лучик». Так что следите за нашей афишей. Как поделился со мной постоянный слушатель филармонии Владимир Михайлович, концерты эти помогают вырваться из обыденности: «Прихожу сюда, чтобы духовно очиститься».
Вера ПОГАРСКАЯ
prochitai.ru