13 ноября, в четверг, на сцене Дворца Культуры 1100-летия г. Мурома пройдёт первый концерт нового абонемента Муромской филармонии «КЛАССИКА. Миров разноголосица». Фортепианные квинтеты Н. К. Метнера и С. И. Танеева прозвучат в исполнении прославленных московских музыкантов «Моцарт-квартет» и пианиста Михаила Лидского.Для Мурома это событие исключительное. И высочайший ранг исполнителей тому причина, и именно такой состав исполнителей — квинтет — мы услышим на нашей сцене впервые, и нетривиальность репертуара обязывает нас, слушателей, ему соответствовать.
Фортепианные квинтеты, часто их называют камерными симфониями, великих русских композиторов Николая Карловича Метнера и сына земли владимирской Сергея Ивановича Танеева — это творческие вершины каждого в жанре камерно-инструментальной музыки.
Несколько слов об исполнителях. Михаила Лидского я слышала лишь однажды. Это было в Москве, в Концертном зале им. Чайковского. Звучал Рахманинов — Вторая симфония и Второй фортепианный концерт. До сих пор храню сильное, волнующее впечатление. Но хочу предоставить слово тому, кто знает музыканта несравненно лучше.
«Пианист Михаил Лидский — один из наиболее самобытных и глубоких музыкантов сегодняшней России. Его отличает глубочайшее проникновение в сущность, стиль и структуру исполняемых произведений, яркий индивидуальный артистизм и блистательная техника, никогда, однако, не являющаяся самоцелью. Лидский — виртуозный пианист, но не пианист-виртуоз, а пианист-философ и интерпретатор.
Мне неоднократно приходилось встречаться с Михаилом Лидским на концертной эстраде, аккомпанируя ему фортепианные концерты Бетховена, Рахманинова, Метнера и др. Всякий раз это было прочтение как бы „от автора“, а, стало быть, в определенном смысле, конгениальное исполняемому сочинению. …Я искренне надеюсь, что как можно большее число любителей музыки в нашей стране и за ее пределами смогут познакомиться с творчеством замечательного музыканта наших дней Михаила Лидского». Так пишет о пианисте Александр Ведерников, главный дирижер, музыкальный руководитель Большого театра России.
Три солиста знаменитого камерного оркестра Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы» — Алексей Лундин (I скрипка), Антон Кулапов (альт), Вячеслав Маринюк (виолончель) — и Ирина Павлихина (II скрипка) — собрались вместе осенью 1998 года. Спустя два года они победили на VI Международном конкурсе струнных квартетов им. Д. Д. Шостаковича, поразив жюри не только артистизмом и музыкальностью, но и зрелым ансамблевым мастерством. Победа была впечатляющей.
Первая премия и три специальных приза. В журнале о музыкальной жизни Москвы «Филармоник» читаем: «Наконец, «Моцарт-квартет». Действительно, когда вышли они, все стало ясно. Как будто из консерваторского класса, где трепет, юность, старание и слишком выверенная точность — мы попали в общество зрелых, состоявшихся людей, управляющих собой и своими эмоциями и имеющих что сказать по поводу того же Девятого квартета Шостаковича. Как высказался Александр Галковский из жюри, «для мудрости нужен опыт, а опыт приходит со временем, и квартет, который играет пять лет, отличается от квартета, который играет три года. Это другая партитура…»
Нынешний год для музыкантов особенный. Десятилетний юбилей квартет отмечает в компании своих коллег по прославленному оркестру и друзей — выдающихся музыкантов.
Какой подарок преподнесём мы, любители классической музыки, нашим дорогим гостям — юбилярам? Цветы? Аплодисменты? Ту, особую, звенящую, благословенную тишину зала, о которой мечтает каждый исполнитель? Со — переживание, со — творчество слушателя, без которого невозможна жизнь музыкального сочинения?.. До встречи!
Елена ПОНОМАРЕВА, художественный руководитель
Муромской филармонии prochitai.ru