Музыка любви и светлой грусти

Добавлено 16 февраля 2012 Тимур Халиуллин

Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Белгородская филармония

Виолончелисты филармонии признались в чувствах своему инструменту

Признание в чувствах неизбежно там, где двое. Она - виолончель, он - музыкант. Их гармоничный союз рождает удивительный по красоте звук, густой, сочный, бархатный. И 14 февраля в Органном зале Белгородской государственной филармонии признание прозвучало - состоялся концерт «Виолончель и её джентльмены».

Великий Шаляпин обронил как-то, что выразительности пения он учился у виолончели. И, в самом деле, благородный, мягкий, глубокий по тембру, этот музыкальный инструмент напоминает человеческий голос. Видимо, поэтому виолончелисту прекрасно удаются напевные мелодии, полные лиризма и неизъяснимой красоты. Однако и виртуозные произведения подвластны ему и звучат не менее великолепно. Что, собственно, и доказали виолончелисты филармонии - трое джентльменов Валерий Михайлов, Олег Хегай, Олег Шейна и леди Ирина Александрова (концертмейстер группы виолончелей симфонического оркестра БГФ), правда, пригласив для участия в своём проекте Николая Котикова (контрабас), Николая Антоненко и Сергея Коваленко (ударные), лауреатов международных конкурсов Дмитрия Филатова (флейта), Вадима Леуса (скрипка) и Тимура Халиуллина (орган).

И первыми в весьма необычной и насыщенной программе вечера прозвучали Ave, Maria Франца Шуберта и «Ноктюрн» Петра Чайковского. Крайне трепетно, а иные полузакрыв глаза, извлекали музыканты звуки небесной мелодии австрийского композитора и инструментальной пьесы русского, проникнутой глубокой искренностью, трагедией одиночества и смутно различимой тревогой. Казалось, на кончиках их пальцев скапливалась энергия, идущая по невидимым нитям от самого сердца. Ощущалось неимоверное усилие воли, вызванное желанием достичь совершенства. И в этой атмосфере, сохранявшейся до конца, вместе с музыкантами пребывали зрители, для которых, собственно, всё и предназначалось.

Концерт продолжили «Павана» Габриэля Форе - прекрасная вкрадчивая мелодия, обнаруживающая связь со старинной музыкой, знаменитая «Бразильера» из сюиты «Скарамуш» Дариуса Мийо - импульсивная, схожая с традиционными бразильскими ритмами, танго Астора Пьяццоллы «Либертанго» и «Обливион» («Забвение») - отмеченные светлой грустью, то обращающей к надежде, то низвергающей в пучины печали. Среди произведений, звучавших во втором отделении, лирическое «Адажио» Франца Шуберта, музыкальная тема из известного кинофильма «Список Шиндлера» Джона Уильямса, пронзительно щемящая, вобравшая еврейские мелодии с их тоской, безропотностью, внутренним светом, джазовая композиция Take Five («Держи пять») Пола Дезмонда, «Пьеса в стиле блюз» Игоря Фролова, в стиле песни о «свободе и дорогой цене, которую приходится за неё платить» (как точно выразил когда-то сущность блюза знаменитый блюз-рокер Гэри Мур)...

Аранжировал почти все мелодии Валерий Михайлов, который и сам сочиняет музыку. Помимо его Фантазии на темы мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера в программу концерта вошли три вещи молодого композитора: яркие в своей близости к национальному колориту андалузских цыган «Фламенко» и североамериканскому фольклору «Кантри», навеянный созерцательной японской поэзией «Лотос».

Сформулированная тема концерта - ещё не повод стеснять его жёсткими рамками. К квинтету - четыре виолончели и контрабас - в зависимости от композиции примыкали солисты. Скажем, многие из них поддерживали ударники, играли «Павану» - звучала нежная флейта, Take Five и произведение Уильямса - изящная скрипка, «Обливион» и «Пьесу в стиле блюз» - вступал величественный орган. К слову, единственный раз за вечер, но виолончели всё же полностью уступили ему место. И Тимур Халиуллин исполнил Токкату и фугу ре-минор Иоганна Себастьяна Баха. Сокрытые в сочинении представления немецкого гения о Творце и сложном устройстве мироздания, о месте человеческом в нём ворвались в зал раскатами грома и громом отозвались - духовность словно обрела телесность: нет, не стала плоше, а получила своё неоспоримое доказательство.

В завершении концерта все музыканты, поднимавшиеся в тот вечер на сцену, собрались вместе и исполнили «Танцующего скрипача» Даниила Крамера. Решили повторить и блюзовую вещь Фролова, продлив зрителям праздник. Овации не смолкали ещё долго.

Белгородские Известия
Екатерина ШАРОНОВА

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Аноним, 11 октября 2013:

    Екатерина, очень хороший материал. Поздравляю.

  2. Аноним, 01 марта 2013:

    и ето мой материал :)

    • muzkarta, 01 марта 2013:

      Екатерина? Пожалуйста, сообщайте нам на электронную почту, если не указан автор или ссылка на первоисточник размещенного материла, спасибо.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору