Первый концерт филармонического сезона дал основания считать - год будет особенным
Cобытие, которого белгородские меломаны ожидали с конца июня, свершилось. В Международный день музыки, 1 октября, Белгородская государственная филармония открыла свой 47-й сезон. И с первого концерта стало очевидно - он будет весьма особенным уже по той причине, что белгородскому Симфоническому оркестру исполняется 20 лет. А мастер, им управляющий и приведший к триумфу, главный дирижёр - заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин отметит свой личный юбилей и четверть века с начала творческой деятельности.
Обстоятельства эти определяющие, но не единственные. Симфонический оркестр пришёл к юбилею победителем и уже первым выступлением сезона утвердил последующий вектор развития - свой успех он будет только укрупнять. Программу концерта открытия создали контрастной. Рашит Нигаматуллин объединил в ней Концерт для фортепиано с оркестром ля минор Роберта Шумана и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова -«довольно лёгкое выражение лирики» и «глубоко философское высказывание».
Трёхчастный Фортепианный концерт Шумана - один из лучших образцов германского романтизма. Крупный немецкий композитор первоначально создал Фантазию для фортепиано с оркестром и в течение четырёх лет взрастил её до более серьёзного опуса. Произведение завершено в 1845-м и в следующем году прозвучало впервые. Партию рояля исполнила супруга композитора Клара Шуман.
- Для услады души и слуха, - отзовётся о сочинении главный дирижёр Рашит Нигаматуллин. - А что касается души музыки, то её раскроет Никита Мндоянц. Эти надежды поддерживает предварительное совместное музицирование.
И то, что день назад существовало на уровне надежд, в полной мере воплотилось на концерте. В филигранном, вдохновенном исполнении оркестра для нас открылся шумановский «мир высокой человечности», причудливый, волнующий, объёмный. И партия фортепиано оказалась главным ключом. За роялем - виртуозный пианист, солист Московской филармонии - лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц. Как о «подлинном бриллианте, украшающим нашу композиторскую и пианистическую школу» отозвался о нём выдающийся композитор, народный артист СССР Тихон Хренников и пророчил ему стать «крупнейшей фигурой, достойно представляющей всю нашу композиторскую и исполнительскую культуру для всего мира». Игра 24-летнего исполнителя не оставляет места и самой блеклой тени сомнения. С таким самозабвением, трепетом Никита Мндоянц касался клавиш, одномоментно так тонко и с такой энергией выкристаллизовывая череду поэтических образов.
Всё же, каким бы лёгким и безмятежным не казался Фортепианный концерт, он подготовил слушателя для второго отделения концерта. «Романтики играют с огнём чувств и эмоций. Они ходят по лезвию. По краю пропасти. Иногда останавливаются в шаге или полушаге от безумия», - такими словами начнёт серию о Роберте Шумане известный музыковед Артём Варгафтик (авторский цикл «Партитуры не горят» на телеканале «Культура»). Безумие же следует трактовать в средневековом духе как знание труднодостижимое, скрытое от всех. Чувствуете? И вот то, что в Фортепианном концерте существует в виде неясных потенций, где-то на периферии композиторского внимания, в «Симфонических танцах» выйдет на первый план и станет одним из основообразующих мотивов.
Музыка второго отделения поглотит внимание слушателей уже без остатка. Невероятно напряжённая, крайне вдумчивая игра оркестра приоткроет дверцу в особый мир русского гения Сергея Рахманинова и поведёт мысль слушателя, и пробудит чувство. Вместе они совершат глубокое философское погружение в многомерное музыкальное полотно, буквально напичканное таинственными множащимися символами.
«Симфонические танцы»… Сюита, приближающаяся к типу программной симфонии. На программность формально указывают только названия трёх её частей - «День», «Сумерки», «Полночь» (были изъяты из окончательного варианта. - Е.Ш.). Речь не о времени суток, а рефлексии о стадиях человеческой жизни. И, понятно, что саморефлексия Рахманинова расширяется до масштабов Вселенной, его личный микрокосм трансформируется в макро. Последнее высказывание перед смертью, одновременно личное и вплетённое в религиозный и философский контекст.
Как уникален сам творец - Рахманинов не может быть определён в рамках какого-то музыкального направления, он стоит вне этих определений, так и «Танцы» - квинтэссенция его позднего творчества - не могут быть объяснены с позиций ни одной из известных музыкальных систем. В нём - тайное иносказание, откровение о Великом Итоге, неуловимые состояния. Оно терзает и не отпускает от себя, заставляя постоянно стремиться к разгадке, которой, возможно, и не существует, а весь секрет - вот в этой непостижимости.
- Это философское сочинение, это глубокое сочинение. В нём - скрытое философское осмысление себя в мире, размышления о нём, о том, что мы, куда идём и чем это может закончиться… - размышляет Рашит Геннадьевич.
Время создания «Танцев» - 1940-й. Вспомним, что к этому времени композитор вот уже 22 года пребывает в эмиграции. И заново отстроенный мир снова рушится, сгорает в огне Второй мировой. Всё ввергнуто в пучину кровавой бойни, и Рахманинов вынужден покинуть Европу, свою прекрасную виллу на берегу швейцарского озера, начать скитания по Америке. А в оккупированном нацистами Париже останется его дочь…
- Это страдания, переживания… Своего рода код, который мы пытаемся открыть. Я несколько раз обращался к этому сочинению. Всякий раз думал: «О! Нашёл». Проходит время - оказывается, ошибался: как было заперто за семью печатями, так и осталось, - признаётся главный дирижёр. - И тогда с новой силой, терпением и настойчивостью добиваюсь, чтобы снять их. Надеюсь, новое открытие будет более интересным, чем то, что предшествовало, - два года назад мы играли «Танцы». Неудачно. Поэтому я решил взять произведение и представить совершенно иной вариант.
И смотрите, как здесь размышления о партитуре приводят к оформлению самоосознания музыкантов, их миссии…
- Удар тамтама в финале - момент, когда будто открывается портал в иной мир. И слушатель должен войти, полностью раствориться в этих размышлениях. Мне очень бы хотелось, чтобы люди приходили на наши программы не просто так. Мы ведь делаем их не просто так - мы отдаём всё: всех себя, наши чувства, мысли. Мне бы хотелось, чтобы восприняли не только красивые мелодии, необычные ритмы и гармонии, но и почувствовали больше. Проникли бы в сущность духовного содержания. Чтобы это стало для вас неким потрясением. В этом наша основная задача, - заключил Рашит Нигаматуллин.
И ведь и выбор произведений, и их блестящее воплощение к этому привели. Громогласная овация ошеломлённой публики свидетельствовала - потрясение произошло.
Екатерина ШАРОНОВА. Фото Михаила МАЛЫХИНАhttp://belwesti.ru
Комментарии
Р., 12 октября 2013:
Екатерина, если Вы прочтете: с кем Бог, у того и бремя тяжелее.
Надоело!, 08 октября 2013:
Весь "Сыр-бор" не из-за этих мелочей, а из-за того, что когда непонятно о чём статья, когда идеи нет, тогда ко всему можно придраться. Разве не очевидно, что не в Кларе и не в Романтизме дело?! Тут все "гуглы" бесполезны. Некрасиво так оправдываться, а уж тем более обзывать комментаторов "ограниченными мутантами-критиками"... Не засоряйте эфир. Надоело!
Любовь Петровна, 08 октября 2013:
Такое впечатление, что вы пишете о том, что вас совершенно не волнует, поэтому и прячетесь за витиеватые слова, окутанные философским смыслом ! Может быть ваша рубрика спорт ?
Аноним, 08 октября 2013:
Цепляясь за слова и копаясь в том, что сами объяснить не могут, белгородские "музыковеды" своими комментариями к информативному журналистскому материалу мутируют в "слушателей дилетантов" или, того хуже, в ограниченных "критиков"...
Аноним, 08 октября 2013:
Вы понимаете, "информативный" материал не должен изобиловать бессмысленными словосочетаниями с претензией на философскую возвышенность. Вы правы. Попытка написать такой материал лучше, чем 99% пост-релизов о концертных событиях типа "там-то тогда-то сыграл знаменитый музыкант музыку таких-то композиторов". Попытка сделать обзор глубже замечательна! Но еще лучше "отсекать все лишнее". Надо брать побольше интервью у самих музыкантов! Вы понимаете, эта "напичканность полотна таинственными множественными символами" — это цитата навека.
Это опять я, 08 октября 2013:
а "с самозабвением, трепетом касался клавиш, одномоментно так тонко и с такой энергией выкристаллизовывая череду поэтических образов." - это же, извините, порнография!!! Вы понимаете, что это ни о чем? Это ода пустоте... Невозможно так воспринимать музыку! даже ее анализировать и препарировать так невозможно! Играть ее так невозможно — "выкристаллизовывая череду, с самозабвением и трепетом касаясь клавиш".
Дайте-ка запись этого концерта, я вам напишу отзыв ;).
Аноним, 08 октября 2013:
Каждому что называется своё... Мне так эти определения говорят об определённом состоянии музыканта. Не вижу тут ничего лишнего. Человек описал это - мне понравилось то, какие он слова для этого нашёл. Я читал с увлечением, нашёл для себя поводы для размышления. И очень благодарен Екатерине Шароновой за её труд. На мой взгляд, у неё очень интересный слог. Вам не нравится - так и пройдите мимо. Чего же вы так много внимания тогда этому уделяете?
Аноним, 08 октября 2013:
Можно пройти мимо поста слушателя в соцсети или его блоге, но не стоит проходить мимо статьи в профессиональном СМИ. Здесь речь идет не о личном мнении слушателя, а о претензии на музыкальную журналистику.
Вам не очень приятна реакция грамотных требовательных людей. Но это не вопрос вкусовщины, это вопрос профессионального уровня.
Так не формулируют ни публицисты, ни музыканты.
Задача музыкальной журналистики не пытаться заигрывать бессмысленной мишурой слов, а дать как можно больше информации о музыканте. Чем именно Мндоянц лучше (хуже / отличается) на взгляд публициста от других коллег, я так и не поняла.
Вы говорите о "состоянии музыканта". Музыкант на концерте не впадает ни в какие состояния, он работает. Пашет на износ, чтобы слушатель начал переживать и сопереживать музыке.
Аноним, 08 октября 2013:
Я только читатель. И высказал свое мнение. Обычный читатель, не углубленный в проблему, но интересующийся. Я из Белгорода. Искал информацию по этому концерту. Нашел несколько заметок и больше ничего. Меня это не устроило. И тут нашёл ваш ресурс, прочитал здесь этот материал. И мне читать его было интересно. Я нашёл то, что искал. Вот и все. Только мнение человека, просто любящего музыку.
Гость, 07 октября 2013:
И кто же это напичкал музыкальное полотно таинственными множащимися символами? Не уж то Рахманинов? ;)
бррр, 07 октября 2013:
Гость, неужто! слитно!
Аноним, 07 октября 2013:
Вот прицепились к девушке
Александр. Орел., 06 октября 2013:
Зря вы так... Наверное, она еще молода и не опытна.
Музыковед, 05 октября 2013:
И "немецкий романтизм", и "Клара Вик" - НЕмузыковед абсолютно прав. он явно более просвещен в этом, чем автор статьи. К сожалению такого рода дилетантская музыкальная журналистика у нас в Белгороде мало того, что процветает, она еще и в почете!
Автор комментария выше, 08 октября 2013:
А где же ваш материал о концерте, уважаемый Музыковед, чтобы мы его смогли оценить?
Музыковед, 11 октября 2013:
muzkarta.info - не об этом концерте, но все же. Раз уж требуете!
Гость, 04 октября 2013:
Германский романтизм - это не страшно! )) Меня смущает немного фраза : "глубокое философское погружение в многомерное музыкальное полотно, буквально напичканное таинственными множащимися символами". А как это, интересно, было бы по-русски? )))
НЕмузыковед, 04 октября 2013:
А разве существует "германский романтизм"? В музыкальной периодике, по-моему, он называется немецким? И, насколько мне известно, Клара Вик никогда не меняла свою фамилию на Шуман.
Аноним, 07 октября 2013:
далек от музыкальной терминологии, но скажу, что есть два значения понятия "германский". И в одном из них "германский" синонимичен "немецкому". Так что, по-моему, это не ошибка.
Аноним, 07 октября 2013:
тут, кстати, погуглил и нашёл Clara Josephine Wieck Schumann, в ряде словарей и энциклопедий - Клара Шуман. Господа, из-за чего сыр-бор ;)?