Фото: Виталий Пустовалов
В Сочи в Зимнем театре в четвертый раз состоялся фестиваль Crescendo, движущей силой и главным лицом которого является пианист Денис Мацуев.
Как известно, Crescendo — фестиваль-путешественник, каждый год он проходит в нескольких российских городах, три из которых обязательны: Псков — там фестиваль родился, Москва как центр всея Руси, а с 2012 года — еще и Сочи. То, что этот фестиваль появился в городе-курорте в предолимпийский период, расширив культурную составляющую главного спортивно-политического события страны, в общем-то, неудивительно. А вот то, что Crescendo в этом городе закрепился, — уже немного другая история, связанная с полным апгрейдом Зимнего театра за последние пять лет. Роскошный дворец сталинской эпохи в поздне-советские, да и перестроечные времена, жил неторопливо, можно сказать — в пенсионном ритме, оживляясь, пожалуй, только раз в году, во время фестиваля «Кинотавр». Теперь все иначе. Зимний театр главного курорта страны превратился в театрально-концертную площадку федерального значения, где выступают самые известные артисты. Инициатор этих метаморфоз, генеральный директор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Мишарин в разговоре приоткрыл завесу появления в Сочи фестиваля Crescendo. Зимнему театру был нужен рояль — инструмент для профессионалов, который стимулировал бы приезд в Сочи серьезных музыкантов. И, как это нередко бывает, деньги нашлись под конкретную задачу — для проведения первого фестиваля в 2012 году. Конечно, наполнить зрительный зал (отнюдь не «намоленное» место!) в период строек и сочинских логистических проблем было сложнейшей задачей. Зато сегодня, спустя три года — у фестиваля огромный успех и аншлаги. Мишарин говорит, что он точно знает: в зале есть люди, которые приезжают в середине июля в Сочи не только отдохнуть и вкусить всех прелестей курортной жизни, но и потому, что в это время там будет выступать Мацуев и его команда. А это, как ни крути, начало столь популярного на Западе и формирующегося у нас культурного туризма. Наш разговор с Денисом Мацуевым начался с этой темы, но потом перешел и к другим проблемам. Фестивалю 11 лет, и все эти годы он живет под девизом «новое поколение русской исполнительской школы», реализуя свою главную идею — представлять публике новые имена. В этот раз афиша фестиваля предлагала за три вечера совершить музыкальное путешествие: из мира высокой классики, через сочинения, в том числе и малоизвестные, XX века, к программе последнего вечера «Классика & джаз» — шутливой и остроумной. А попутно вновь встретиться с выдающимися музыкантами-«крещендовцами» — такими как виолончелист Борис Андрианов и кларнетист Игорь Федоров. А еще — познакомиться с новичками фестиваля. Два вечера подряд на сцене сочинского Зимнего театра играл Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, выполняя невероятной сложности задачу. Кроме аккомпанемента (а это несколько сложнейших сольных концертов с самыми разными музыкантами!), была исполнена Вторая симфония Сергея Рахманинова, после которой зал Зимнего театра встал и устроил овацию.
Почему для постоянной резиденции фестиваля вы выбрали Сочи?
Представьте дебютантов нынешнего Crescendo.Денис Мацуев: Для меня это особый город: я здесь бывал с детства, отдыхал с родителями, у меня здесь всегда ностальгия. А вообще, Сочи какое-то время был обделен вниманием серьезных музыкантов, практически до прихода Юрия Абрамовича Башмета со своим фестивалем. После первого проведения Crescendo в предолимпийском 2012 году мы решили здесь закрепиться. Так что пятый сочинский фестиваль будет проходить уже не три дня, а неделю, состоятся камерные концерты, мастер-классы с молодыми и много чего интересного. Придумаем какой-нибудь формат, связанный со спортом, потому, что воспоминания от Олимпиады еще не остыли…
Денис Мацуев: Ну, Сашу Малофеева, победителя юношеского Конкурса имени Чайковского, представлять особо не надо. Он, на мой взгляд, идет правильным путем, несмотря на шум вокруг его имени, он здраво все оценивает. Его воздействие на публику — факт, он может заинтересовать любую аудиторию. Когда я показал его Гергиеву, тот понял, что Малофеев — серьезный музыкант, а не цирковой номер, когда маленький мальчик играет взрослый репертуар. Арфистка Софья Кипрская — безусловно, в лидерах своего поколения, она играет в оркестре Мариинского театра, но она — солистка по сути с незаурядным артистическим лицом, у нее уже был дебют в Карнеги-холле. Роман Симович — концертмейстер Лондонского симфонического оркестра, и казалось бы, какое отношение он имеет к нам? Но родился он в Кемерово (его отец — основатель Кемеровского симфонического оркестра), а учился у Эдуарда Грача, это наша школа. Он абсолютный авторитет, сидел на предварительном отборе конкурса Чайковского, и вообще — он наш, сибиряк. Игорь Сендеров — еще один сибиряк, саксофонист из Иркутска, давно уже его заприметили, он и с Бутманом играет, у него большой репертуар, как классический, так и джазовый.
Денис, этим летом вы перешагнули серьезный рубеж — 40 лет, у вас есть планы по дальнейшему саморазвитию? О какой музыке вы мечтаете и чего вы еще не добились?
Денис Мацуев: У меня никогда не было специального плана, как мне развиваться. Мой график расписан до 2020 года, я играю по 215 концертов в год и до 2020 года это не остановить — это неминуемо. Внутри этого «котла» у меня 15 своих проектов: «Звезды на Байкале» в Иркутске, Crescendo, это фестиваль в Анси, сейчас будет Люцерн — новая точка. Естественно российские региональные центры: Тюмень, Оренбург, Челябинск. Конкурс в Астане. Сейчас из Киева конкурс перемещается в Минск. Фестивали во Владивостоке и Гонконге. И конечно, «Новые имена» — это наше дело чести. Десять лет назад мы с продюсером Давидом Смелянским задумали представить новое поколение музыкантов, показать, что не все уехали, что в России есть кому поддержать честь школы. И сегодня все сбылось: в филармонических афишах страны — сплошь все «крещендовцы»! Но на этом останавливаться нельзя, потому что сейчас следом идет сильная команда 10–14 летних! Когда она придет — мало не покажется. Для меня главный итог этого десятилетия — наша команда Crescendo, она расширяется с каждым годом. Главное, что в ней должно быть — это воспитание личностей. Есть целый пласт талантливых музыкантов, как например, на прошедшем конкурсе Чайковского, но они еще не определились, куда и как им развиваться.
Кстати, прокомментируйте итоги конкурса Чайковского.
Вы — само олицетворение успеха, популярны и артистичны, плюс ко всему — сибиряк, косая сажень в плечах, ни к чему не придерешься, ни на какой кривой козе не подъедешь. А есть нечто, чего опасается Денис Мацуев?Денис Мацуев: Когда этот турнир возглавил Валерий Гергиев, конкурс стал фестивалем. Гергиев приглашал членов жюри и участников и даже забывал, что это конкурс, что кого-то могут отсеять, кто-то может не пройти, что премии надо давать. По его замыслу, раз он приглашает, все должны приехать и выступать. Он привнес в Конкурс фестивально-концертную атмосферу. Любой, кто даже не прошел во второй или третий тур, может приобрести своих поклонников, имеет шанс стать известным. И я говорю: не смотрите только на победителей, запомните и тех, кто не прошел! Вообще, более чистого конкурса не было никогда! Поверьте, я знаю всю кухню, в жюри были абсолютно независимые люди, у которых не было ни одного ученика-конкурсанта. Трансляции на весь мир на канале Medici, 11 миллионов просмотров! Никто не ожидал такого ошеломительного успеха. В шестерке финалистов не надо обращать внимания на места: они все — счастливчики! Уровень высочайший. Я предлагал отказаться от 5 и 6 премий, уравнять всех, потому что эта расстановка по местам чисто условна. Каждый из них может стать серьезным, глубочайшим музыкантом, но надо развивать личность, развивать артистизм.
Денис Мацуев: Я хочу, чтобы интерес к классической музыке, который в последнее десятилетие только нарастает, не угасал. Ведь проделана огромная работа, начиная с музыкальных школ, ее просто не всегда видно. Когда в зале видишь молодые лица, и это так контрастирует с Европой, где одни седые головы! И это наше достижение!
Вы опять говорите как государственный муж. А если про вас, лично?
Денис Мацуев: А себе лично я бы пожелал одного — чтобы и через двадцать лет я был на сцене и играл Третий концерт Рахманинова, потому что это показатель и твоей формы, и душевного состояния. А самое главное — это сцена. Без нее я не могу, у меня почти каждый день концерт, я выхожу на сцену и заряжаюсь. Как было давно, когда я в пять лет шел на свой первый академический концерт в подготовительном классе, сиял от счастья, дергал маму за руку, предвкушая выход на сцену. Наверное, лишить меня сцены — было бы самым большим несчастьем моей жизни.
Текст:
Лариса Барыкинаwww.rg.ru