На Конкурсе Чайковского выбрали участников 2-го тура

Добавлено 22 июня 2015 muzkarta

Сергей Редькин (фортепиано), Юрий Фаворин (фортепиано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Дмитрий Маслеев (фортепиано), Андрей Коробейников (фортепиано), Андрей Гугнин (фортепиано), Илья Рашковский (фортепиано)

Эксклюзивным событием Конкурса Чайковского стало исполнение 32-й сонаты Бетховена Андреем Коробейниковым. Фото: tchaikovskycompetition.com
Объявлены итоги 1 тура во всех инструментальных номинациях Конкурса Чайковского: «фортепиано», «скрипка» и «виолончель». По регламенту Конкурса во 2 тур допустили по 12 участников в каждой номинации. Самым жесткими и самыми дискуссионными, уже в традициях Конкурса Чайковского, оказались решения жюри пианистов.

Безусловно, у пианистов был и самый сложный выбор. Хотя бы потому, что изначально к конкурсу допустили большее число участников, чем позиционировалось по регламенту: вместо 30 — 36 конкурсантов. Соответственно к дальнейшим соревнованиям надо было не пропустить две трети музыкантов. Причем, речь на этот раз вообще не шла о тех, кто не удачно сыграл. Таких на конкурсе почти не было. Первый тур нынешнего фортепианного «Чайковского» вылился, по сути, в пятидневный марафон рециталов на сцене Большого зала консерватории, где каждый пианист проходил не 50-минутный тест, а играл концерт. И в этом смысле аналогов нынешнему 1 туру Чайковского в конкурсах пока нет. Технический блеск, внятные интерпретации, яркий индивидуальный стиль продемонстрировали почти все, причем, в ограниченных условиях программного «принта», когда со сцены звучали одни и те же «Метели», «Дикие охоты» Листа, сонаты Бетховена и «Думки» Чайковского.

Понятно, что при любом раскладе «жертвы» бы были. Но после решений, принятых жюри, стало как-то очевидно, что откровения на нынешнем конкурсе остались позади. Многие из тех, кто казались безусловными участниками следующих туров, выбыли с конкурса. И поклонники уже начинают возвращаться в архив трансляций, чтобы еще раз послушать выступления Юрия Фаворина — рафинировано тонкого интерпретатора Чайковского, Бетховена, Рахманинова, творящего музыку в пропорциях «золотого сечения», или Андрея Гугнина с его незабываемой-де-героизированой бетховенской «Апассионатой», может быть, впервые раскрывшейся, как ажитато романтической души, или обаятельного Чэня Мойе из Китая, покорившего уравновешенной, не пафосной виртуозностью и какой-то ясной простотой в Прелюдии и фуге из баховского Темперированного клавира, в Десятой сонате Моцарта, в шопеновско-листовском репертуаре. Выпали из конкурса и крепкие виртуозы с интересной исполнительской артикуляцией и индивидуальным стилем — Дмитрий Шишкин, Дмитрий Онищенко, Алексей Петров.

Но совершенно отдельным, эксклюзивным событием этого конкурса Чайковского стало исполнение 32-й Сонаты Бетховена Андреем Коробейниковым. «Отверженный» XIII Конкурса Чайковского на этот раз он приехал из Лондона в Москву, чтобы выступить на сцене Большого зала консерватории. И этот его концерт войдет теперь, независимо от результата, в свод музыкальных вершин Конкурса Чайковского. Сначала — Прелюдия и фуга си-мажор из 1 тома Хорошо темперированного клавира, унизанные бурлящими мордентами и трелями поверх простых баховских линий, потом быстрая, стальная, как лезвие серпа, «Жатва» Чайковского, потом — «ментальные» экспромты Этюдов Листа, Шопена, Рахманинова, исполненные без перерыва, чтобы внезапно сорваться в «транс» 32-й сонаты Бетховена. В ясновидение живого предсмертного сознания Бетховена. Ничего подобного слышать еще не приходилось: это даже не трактовка Сонаты, а живая ткань из звуков, внутренних монологов, бетховенской душевной тоски и взрывов, опрокидываний из потустороннего мира в прошлое, где есть его «ангел мой», его любовь, его чувства, которые не поддаются никакому выражению, кроме обрыва внутрь себя.

А там — не только бетховенский предсмертный пульс, но и музыкальные слои — от барочной полифонии, венской техники, до джазового драйва, и тут же — словно не связанные между собой медленные гармонии в Ариетте — распавшиеся, как в смерти, траур и нежность, безнадежность и тоска, пронзительные до боли крещендо и неожиданно — просветление, сияние, катарсис. Уже явно по ту сторону. Выбросить из истории музыки эту 32-ю сонату Бетховена уже нельзя. Независимо от того, прошел или не прошел Андрей Коробейников во второй тур, его 32-я Соната Бетховена останется в истории. А Конкурс Чайковского продолжит свой фортепианный «политес». Во втором туре мы услышим российских пианистов Сергея Редькина, Даниила Харитонова, Илью Рашковского, Михаила Турпанова, Николая Медведева, Дмитрия Маслеева, а также Марию Мазо (Германия), Рида Тецлофа и Джорджа Ли (США), Люка Дебарга (Франция), Лукаса Генюшаса (Россия-Литва), Юлию Кочубан (Польша).

Текст: Ирина Муравьева
www.rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. galuzina_mariya, 22 июня 2015:

    Больше нет доверия к судьям.Во второй тур не прошел Юрий Фаворин,зато прошли многие,кто просто справился с программой.Создается впечатление,что некоторые судья не хотят конкуренции в творчестве и просто боятся масштаба его дарования,искусственно задерживая продвижение талантливого музыканта.

  2. galuzina_mariya, 22 июня 2015:

    Очень разочарована результатами первого тура пианистов.Как можно "выкинуть" такого музыканта,как Юрий Фаворин,пропустив пианистов,которые просто справились с программой?Такое впечатление,что многие судьи просто боятся масштаба его дарования,не хотят иметь лишнего конкурента в творчестве в его лице! Он-реальный претендент на финал,может и на первое место.

  3. Виктория Пастушкова, г. Чита, 22 июня 2015:

    Благодарю за яркий комментарий выступления Андрея Коробейникова. Генрих Нейгауз о финалах поздних сонат Бетховена сказал, что "только дух выживает в этих высотах", но не каждый может последовать за ним в эти высоты. Андрей Коробейников посмел, более того повёл за собой слушателей. К сожалению, мне его выступление довелось послушать только по интернету. Так или иначе искажение звука при таком прослушивании есть. По этому поводу позволю себе реплику. Меня удивило то, что по каналу "Культура" не было прямой трансляции конкурса, только позитивная во всех смыслах передача Юлиана Максимова. Да и на других каналах очень мало, точнее, преступно мало уделено времени этому событию. А конкурс им. П.И. Чайковского можно считать показателем состояния современного исполнительского искусства. Благодаря такой анти культурной политики уже миллионы слушателей были лишены возможности послушать и сравнить игру таких разных и, безусловно, хороших исполнителей, почувствовать себя сопричастными к важнейшему культурному событию мирового масштаба.

  4. Галина, Санкт-Петербург, 22 июня 2015:

    Андрей Коробейников исполнял не "Жатву" Чайковского, а "февраль". Внимательно же Вы слушали или не слушали?

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору