Претенденты на победу ясны

Добавлено 22 июня 2015 muzkarta

Михаил Турпанов (фортепиано, композитор), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Динара Клинтон (фортепиано), Андрей Дубов (фортепиано), Андрей Гугнин (фортепиано), Лукас Генюшас (фортепиано), Илья Рашковский (фортепиано)

Самый молодой участник у пианистов. Фото с официального сайта конкурса
Вчера на Конкурсе им. Чайковского пианисты продолжили соревнование во втором туре: 12 участникам второго тура предстоит самая сложная битва — за выход в финал. Выбор жюри — был отсеян каждый третий пианист, — как всегда, озадачил слушателей. Впрочем, иначе и не бывает, желания зала и мнение жюри на 100% не совпадают никогда. Конкурс есть конкурс.

Первое, что бросается в глаза, — отсутствие во втором туре пианистов из Азии. Такого, если память не подводит, за последние 20 лет не случалось. Китайские корни, очевидно, у Джорджа Ли, но этот пианист представляет США.

19-летний Ли продемонстрировал в первом туре феноменальную технику («Кампанелла» Листа, равно как и Второй этюд Шопена из опуса 10 были безупречны), и целостность мышления — замахнувшись на позднего Бетховена, Ли в целом справился с Тридцать второй сонатой, хотя, конечно, юным пианистам этот опус пока не по зубам, философское откровение вряд ли можно постичь, когда тебе и 20 нет, разве что только интуитивно. Другой американский участник — Рид Тецлофф — уверенно и аккуратно выступил, не дал повода себя скинуть со счетов. Европа представлена музыкантами из Германии (Мария Мазо, наша соотечественница по происхождению), Польши (Юлия Кочубан) и Франции. Француз Люка Дебарг стал открытием конкурса, собственно, ради таких ярких, незаурядных музыкантов большинство слушателей и ждут Конкурс им. Чайковского. 24-летний пианист — из разряда творцов за роялем. Было необыкновенно интересно наблюдать, как рождается музыка в его интерпретации, в противовес музыкантам с крепкими и уверенными домашними «заготовками».

Впрочем, и последние заслуживают безусловного уважения: так, выпускник Московской консерватории, ученик Веры Горностаевой (и ее внук) Лукас Генюшас своим выступлением сделал реальную заявку на первую премию. Волевая, мужественная, очень серьезная игра его — следствие и отличной выучки, и, главное, опыта. Генюшас знает все рецепты конкурсных выступлений, в том числе секреты Большого зала, чего многие другие музыканты лишены. Другой российский участник — 16-летний Даниил Харитонов — для школьника (он — ученик Валерия Пясецкого в ЦМШ) показал отменный результат: Аппассионата его, как завещал сам Бетховен, высекала огонь из людских сердец, а Чайковский покорял задушевностью и певучестью. Другое дело, что и первое, и второе — стандарты интерпретации. Вырастет ли из отличника музыкант, узнаем лет через 10.

Другие российские участники второго тура: ученик Михаила Воскресенского Михаил Турпанов; выпускник Владимира Крайнева Илья Рашковский — пианист с солидным послужным списком (за плечами — престижные Конкурс им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве и в японском Хамамацу); а также победитель Всероссийского конкурса пианистов (прошел в первый тур без предварительного отбора), ассистент профессора Троппа из Гнесинки Николай Медведев и выпускник консерватории Дмитрий Маслеев.

Расклад мог бы быть и совсем иным, за исключением нескольких безусловных фаворитов. Динара Клинтон и Андрей Дубов могли бы быть во втором туре по причине безукоризненно исполненной программы на первом, китаец Чень Мойе — благодаря тонкой, изящной интерпретации Баха и особенно Моцарта. Россиянин (и еще один ученик Веры Горностаевой) Андрей Гугнин — в силу тех и других факторов. Пожалуй, самое обидное в решении жюри — не пропустить музыканта, одного из немногих показавших и силу отечественной школы, и индивидуальность мышления (о его выступлении читайте в «НГ» от 18.06.15).

Так или иначе, решение жюри выглядит очень сбалансированным: нельзя упрекнуть в излишнем внимании к тем, кто играет быстро и чисто, поскольку пропустили и участников, проявивших неординарность мышления (пусть они и не идеально выступили с конкурсной точки зрения), да и география выгодным образом подчеркнута, второй тур избавлен от, казалось бы, вечного засилья россиян и азиатов.

Итак, участникам предстоит один из самых ответственных этапов конкурсного выступления. Второй тур делится на два этапа: первый, по сути, представляет сольный концерт, где участники играют сочинения крупной формы; второй — камерный концерт с оркестром, самый каверзный момент конкурса, поскольку Моцарт сегодня — еще больший камень преткновения для пианистов, чем Бах.

Попутно отметим, что конкурс в этом году невероятно популярен у слушателей: на первом туре часто заполнен только партер, в этом же году — практически все 1737 мест Большого зала заполнены. Кроме того — трансляцию смотрят в 150 странах мира из 197.

Марина Гайкович

www.ng.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору