Кульминация вечера — каприсы Паганини

Добавлено 30 июня 2015 muzkarta

Гайк Казазян (скрипка), Дагестанская филармония

В Дагестане продолжается VIII Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», проводимый Даггосфилармонией при поддержке Министерства культуры республики. Очередной концерт фестиваля познакомил махачкалинцев с лауреатом международных конкурсов, преподавателем Московской государственной консерватории, скрипачом-виртуозом Гайком Казазяном.

Для первой встречи с махачкалинцами Гайк Казазян подготовил разнообразную программу, которая показала его возможности с разных сторон. Открылась встреча музыкой барокко. Скрипач исполнил соло Чакону Баха, прозвучали великие романтики Венявский и Григ, композиторы XX века — Мильштейн и Лютославский. Кульминацией вечера стало исполнение каприсов Никколо Паганини. Чтобы понять, насколько высок класс скрипача Гайка Казазяна, достаточно сказать, что Каприс № 24 очень редко присутствует в репертуаре скрипачей — настолько он виртуозен и сложен. Во времена самого композитора этот каприс считался вообще недоступным для исполнения, играть его умел только сам Паганини. Большая часть концертного вечера была посвящена музыке Чайковского. В его юбилейный год музыканты имеют прекрасный повод играть как можно больше творений русского гения.

Слушатели принимали Гайка Казазяна с восторгом. Аккомпанировала ему замечательная пианистка, заслуженная артистка России Ирина Куксова.

В конце прекрасного музыкального вечера Гайк Казазян поделился своим впечатлением от первой встречи с нашей столицей:

— Как только наш самолет приземлился и мы вышли, самое первое приятное впечатление — чистый морской воздух. У меня сразу возникло ощущение совсем другого мира. Еще один восторг — очень вкусная еда. Это, конечно, часть культуры. Я, как кавказский человек, точно это знаю. В Махачкале есть какая-то динамичность, активность, чувствуется темперамент у людей. Города я не видел, только центральную улицу, но успел пройтись по пляжу.

— Вы играли на самых престижных площадках мира. А как настрой меняется, когда вы приезжаете с концертом в провинцию?

— Выступления в провинции для меня всегда комфортны. Это как домашние концерты, и не только потому, что залы маленькие, но и потому, что слушатели здесь очень искренние и открытые. А в больших залах Москвы, Нью-Йорка, еще где-то публика очень официальная.

— Вы много играли на знаменитых инструментах, в том числе на скрипке Страдивари. Для нее вы интересный образ подобрали, она для вас живая?

— Да, я сравниваю скрипку Страдивари с красивой капризной девушкой. Дело в том, что к любому очень хорошему инструменту нужно привыкнуть и найти свой подход. Они часто капризны. А у таких первоклассных инструментов, как Страдивари или Гварнери, совершенно другой способ звукоизвлечения. На каких бы самых лучших скрипках ты ни играл — ощущение звука в них одно, а с переходом на эти уникальные инструменты — совершенно другое, порой обманчивое. Бывает, кажется, что звука совсем мало или вообще не звучит. Но на самом деле все в порядке, звук летит в зал и заполняет пространство как надо.

— Как вы настраиваете себя перед концертом?

— Волшебной кнопки или чудесной таблетки у меня нет, вот так, чтобы повернул ручку — и слушатель твой. Я думаю, ни у кого из музыкантов нет рецепта. Есть принципы, методы, приемы для того, чтобы настроить себя. Как говорил великий Паганини: «Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других!». Иначе невозможно!

— В Дагестане много детей, которые учатся играть на скрипке. Дайте совет человека, который прошел множество ступеней мастерства, как смотивировать ребенка на сложную и порой нудную работу по овладению техникой игры.

— Скрипка — это самый тяжелый инструмент для начинающих, поэтому для ребенка всегда нужен какой-то стимул. Я всегда советую для вдохновения послушать записи великих музыкантов. Лучше видео, потому что оно передает энергетику, исходящую от мастеров. В наше время не всегда, к сожалению, можно услышать такие исполнения вживую. Выдающихся мало, поэтому нужно что-то искать, слушать, и тогда захочется подражать, появится стимул учить каждый день все эти скучные пассажи.

— Это совет педагога. А что вас стимулировало, когда вы учились?

— Это мой личный опыт. Я в первом классе брал ноты самых сложных произведений и пытался что-то изобразить, потому что я слушал записи Менухина, Стерна, Ойстраха, Когана и у меня была цель когда-нибудь исполнить то, что играли они. Желание подражать может мотивировать ребенка очень сильно.

— Фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» на протяжении восьми лет знакомит дагестанцев с творчеством выдающихся артистов и новой музыкой. А что вам дает участие в фестивалях?

— Обычный абонементный концерт — это одно, а фестиваль — это какой-то дополнительный ажиотаж, подогретый интерес у слушателей, ну и, конечно, мне приятно быть причастным к значимым событиям в культурном пространстве страны и мира.

Фото автора
Автор: Мария Шерматова
www.dagpravda.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору