12 мая впервые в России выступит «лучшая барочная певица Франции», внучатая племянница Франсиса Пуленка Стефани д’Устрак (меццо-сопрано)
Обладательница уникального голоса – «лучшая барочная певица Франции», внучатая племянница Франсиса Пуленка Стефани д’Устрак (меццо-сопрано) впервые выступит в России и исполнит кантату Берлиоза «La Mort de Cléopâtre» («Смерть Клеопатры») и его песенный цикл «Les nuits d'été» («Летние ночи») в сопровождении оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина.
Концерт пройдет при поддержке Посольства Франции и Французского института в России.
Гектор Берлиоз «Летние ночи» (1841)Вокально-симфонический цикл для голоса с оркестром, H. 81, op. 7
на стихи Теофиля Готье
Над вокальным циклом «Летние ночи»
(Les nuits d'été) композитор работал более двух десятилетий. Первая неопубликованная редакция цикла относится к 1834 году. Романсы были завершены в 1841 году и предназначались для тенора, меццо-сопрано и фортепиано. В 1865 году Берлиоз вернулся я к произведению и сделал переложение партии фортепиано для оркестра. До него вокальные циклы с оркестровым аккомпанементом не писал никто. Для создания «Летних ночей» Берлиоз обратился за стихотворным источником к поэтическому сборнику «Комедия смерти», принадлежащего перу друга композитора, французского поэта-романтика Теофиля Готье, и переложил шесть из этих стихов на музыку: «Вилланелла» («Пастушеская песня»), «Призрак розы», «На лагунах», «Разлука», «На кладбище, лунный свет», «Неведомый остров». Общее заглавие цикла – «Летние ночи» – не фигурирует у Готье, его придумал сам Берлиоз, чтобы отдать дань уважения одному из главных кумиров всей своей жизни Шекспиру (отсылая слушателя к названию комедии «Сон в летнюю ночь»).
Гектор Берлиоз «Смерть Клеопатры» (1829)
Кантата для голоса с оркестром, H. 36
на стихи Пьера-Анжа Вьейяра де Буамартена
Поэт и драматург Пьер-Анж Вьейяр де Буамартен написал поэму
«Смерть Клеопатры» по заказу Академии изящных искусств, но у Берлиоза вышло сочинение в высшей степени неакадемичное. Старую, еще барочную, форму, состоящую из чередования речитативов и арий, он наполнил новой экспрессией, разрывающей всякую форму. В XIX произведение не пользовалось большим успехом, потому что музыка Берлиоза была революционной, опережавшей своё время. В наши дни
La mort de Cléopâtre одно из самых популярных произведений для меццо-сопрано и оркестра.
Лео Делиб Сюита из балета «Коппелия» (1870)
Исполняет Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель и главный дирижёр – Александр Рудин
Послушать в исполнении Стефани д’Устрак: