В Малом зале филармонии состоялся вечер, посвященный памяти выдающегося пианиста, народного артиста России Павла Егорова. В день концерта ему должно было исполниться 70 лет. До своего юбилея он не дожил чуть меньше полугода.
…Прозвенел третий звонок. Слушатели заняли свои места — ни одного свободного не было, некоторые даже стояли. В зале темно, свет только на сцене — на ней одинокий закрытый рояль. Выходит человек, открывает крышку, придвигает банкетку. Из динамиков в исполнении Павла Егорова звучит «Мелодия» Глюка — Сгамбати. Всё так, как не раз бывало в филармонических залах, только рояль сегодня один, Маэстро нет.
«Мелодия», затихая, умолкает. На сцену выходят виолончелист Андрей Ефимовский, скрипачка Ольга Артюгина, пианист Юрий Полосьмаков — звучит первая часть трио «Памяти великого художника» Чайковского. Свет — только от лампочек на пюпитрах музыкантов. А на экране чередой — фотографии Егорова самых разных лет, рассказывающие о жизненном пути Мастера. Зажигается свет, и на сцене — Борис Пинхасович. Он блестяще, в изумительном ансамбле с пианисткой Натальей Дудик исполняет песню Артемьева из фильма «Раба любви», романс Чайковского «Примирение» и, обращаясь к портрету, заваленному цветами, песню Таривердиева «Не исчезай». Песня эта становится лейтмотивом вечера.
Теперь на сцене Михаил Гантварг. Его скрипка, как всегда, звучит проникновенно; вместе с Ингой Дзекцер он исполняет первую часть Сонаты Шумана — любимого композитора Егорова. Завершает первое отделение блистательная Полина Осетинская, ради вечера памяти Павла Егорова специально на один день приехавшая из Москвы. С абсолютным ощущением стиля она играет фортепианные пьесы Брамса, опус 119. Зал восторженно аплодирует ей, а она, повернувшись к портрету, аплодирует Егорову.
А в начале второго отделения — на экране переполненный Большой зал филармонии. Из-за открывшихся кулис, как всегда стремительно, вылетает Павел Егоров, кидается на рояль — звучит «Порыв» Шумана. Это действительно порыв, его порыв. Теперь, увы, только в записи на экране.
И в том же напряжении после «Порыва» со сцены зазвучал удивительный голос Ольги Кондиной. После того как она спела «Ave Maria» Каччини, аплодисментам, казалось, не будет конца.
Гора цветов у портрета Маэстро становится всё выше и выше. Андрей Ефимовский и Инга Дзекцер исполняют вторую часть Сонаты Пуленка и Элегию Массне…
«Фантастические пьесы» для кларнета и фортепиано Адиль Фёдоров не раз играл с Павлом Егоровым. В этот вечер Мастера заменил его ученик Никита Качаев. Первое выступление совсем еще молодого пианиста на сцене филармонии оказалось весьма удачным, многие даже отметили благородное туше, которое всегда отличало игру Егорова. Остался доволен Никитой и прославленный кларнетист. Закономерным финалом концерта стала Вторая соната Шопена со знаменитым Траурным маршем, исполнение которой посвятил своему Учителю уже хорошо известный петербургским меломанам Юрий Полосьмаков. Молодой пианист сыграл ее не только с отточенным мастерством, но и со своей глубоко личной болью по поводу утраты любимого педагога. Юрий встал, закрыл крышку рояля, жестом прервал аплодисменты, попросил не расходиться… На экране — молодой, улыбающийся Павел Егоров. Из динамиков — «В церкви» Чайковского в его неповторимом исполнении. Уже никто не скрывает слез. Музыка умолкает. Зал, стоя, аплодирует портрету. Егоров улыбается. НЕ ИСЧЕЗАЙ!
И как же он исчезнет, когда его так любят, помнят; пока звучат его потрясающие диски и те два последних, работу над которыми он завершил перед самой смертью.
В антракте слушатели — не все, конечно, — получили их в подарок. Маэстро был необычайно щедр, и все свои работы обычно не продавал — дарил.
Вот такой был этот январский вечер.
И если после «странствия странствий», как определил поэт последний человеческий путь, что-то всё-таки остается и существует Там, то в этот день своего юбилея Павел Егоров был счастлив.
Дарья КАПЛУН
Источник:
www.nstar-spb.ru