Наверное, самое отрадное на свете зрелище для директора и художественного руководителя Белгородской государственной филармонии заслуженного деятеля искусств РФ Ивана Григорьевича Трунова – вид празднично-оживленной, нарядной толпы людей, нескончаемой чередой тянущейся ко входу в Овальный зал, где симфонический оркестр филармонии должен исполнять Вагнера и Стравинского. Именно так и выглядел вход в Овальный зал в предконцертные полчаса вечером 19 ноября.
Программа 1-го концерта абонемента «Виват, маэстро!» привлекала не только вершинными сочинениями «высокой» классики («Вступление и Смерть Изольды» Р. Вагнера, Симфония в трех движениях И. Стравинского, 3-й фортепианный концерт С. Рахманинова), но и знакомством с дирижером Романом Моисеевым и новой встречей с хорошо знакомым белгородской публике пианистом Сергеем Главатских (оба – Москва).
Роман Моисеев (1960 г.р.), родившийся и получивший образование в Москве, в настоящее время один из самых известных в России дирижеров среднего поколения благодаря своей широкой гастрольной деятельности в нашей стране.
Создатель и руководитель хорового ансамбля «Кантилена» и Московской филармонической капеллы, Роман Моисеев последние годы много выступает с оркестровыми коллективами различных российских городов от Карелии до Дальнего Востока, а также в качестве музыкально-театрального дирижера. В его репертуаре – музыка различных эпох и стилей, от Баха до Бернстайна.
В Белгороде Роман Моисеев подготовил с оркестром филармонии очень сложную программу. На концерте мы увидели Р. Моисеева, который обращался с оркестром в очень спокойной и уверенной манере, увидели точную внутреннюю наполненность его жеста, ощутили его незаурядный мощный музыкантский темперамент (или, как принято сегодня говорить – энергетику).
Знаменитый 20-минутный фрагмент из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» прозвучал как и должно – как страстный, беспредельно погруженный в одно всепоглощающее интенсивное любовное переживание величаво-текучий музыкальный поток. Хотя, справедливости ради следует заметить, что к звучанию духовых можно было бы предъявить немало претензий.
Это относится и к исполнению Симфонии в трех движениях (1945 г.), состав оркестра в которой сам композитор называл «военным». Однако, обращение нашего оркестра к музыке классика ХХ века, которое выходит за репертуарные границы «русских» балетов, можно только приветствовать.
В этой симфонии с ее калейдоскопически-пестрой (но не рыхлой) формой, конвульсивной ритмикой, беспокойно-меняющейся метрикой, постоянной неисчезающей диссонансностью и островками призрачного покоя оставили след, по словам композитора, «впечатления нашей тяжелой эпохи с ее стремительно-меняющимися событиями, с ее крайним напряжением и, наконец, некоторым просветлением».
Музыкальная идея симфонии, по словам Стравинского, – «разработка идеи соперничества нескольких контрастных элементов. Самый очевидный из них – контраст между арфой и роялем, главными инструментами-антагонистами».
Роман Моисеев твердо держал в своих руках сложные ритмические и полифонические конструкции симфонии. Были слышны – отдельно – и рояль, и арфа ( во 2-й части). Но их диалога в 3-й части мы не услышали, хотя рояль (Ирина Соколова) звучал там внятно, отчетливо и, пожалуй, даже вызывающе.
Исполнение 3-го фортепианного концерта Рахманинова было великолепным; зал устроил исполнителям овацию. Фортепианная партия, написанная композитором-пианистом как ведущая и лидирующая, была исполнена Сергеем Главатских с покоряющей зрелой силой и мощью.
Роман Моисеев и оркестр были превосходными партнерами в исполнении сочинения, которое прозвучало как великий гимн великой стране. Сергей Главатских, которого белгородцы в прошлый раз слушали как умного, тонкого исполнителя западноевропейских классиков (Шопен, Дебюсси), в этот раз поразил глубиной и мощью прочтения своего любимого русского шедевра.
По словам пианиста, он впервые сыграл этот концерт очень давно, в 23 года, и с тех пор играет его очень много. Он был очень рад возможности исполнить его в Белгороде перед нашей публикой. Слушателям только остается поблагодарить Белгородскую филармонию за выбор такого солиста и такого дирижера.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Н. Синянская (фото А. Черев)afishka31.ru Дата публикации: 20.11.2010