Основательница «Осенней лиры», начальник отдела организации концертов Карельской филармонии, заслуженный работник культуры Карелии Татьяна Шерудило продолжает рассказывать удивительные истории, произошедшие за 28 лет жизни фестиваля.
Где лучше всего хранить ключ от ангара с роялем «Steinway»
Приезжал в Петрозаводск известнейший российский пианист Григорий Соколов, уже в 90-х годах — Народный артист РСФСР. Маэстро Соколов — музыкальный вундеркинд: в 16-летнем возрасте он стал Лауреатом Первой премии конкурса имени Чайковского, а год спустя, впервые выступил в Петрозаводске. На том самом концерте впервые услышала его игру Татьяна Шерудило, сама еще будучи студенткой музыкального училища. Позднее, став всемирно-известным, Григорий Липманович полюбил бывать на гастролях именно в нашем городе, предпочитая его другим, более многочисленным.
Забегая вперед, скажу, что Григорий Соколов давно живет в Европе, но ежегодно приезжает в Санкт-Петербург и дает один-единственный концерт. Со всей России собираются на этот концерт его почитатели. Приезжает на выступление любимого пианиста и Татьяна Шерудило, после концерта она подходит к маэстро за кулисы: подарить цветы, поблагодарить. Интересно в этой истории то, что через столько лет Григорий Липманович отлично помнит Татьяну Георгиевну, интересуется судьбой симфонического оркестра Карельской филармонии, передает приветы в Петрозаводск.
Но вернемся в 90-е. Заполучив на концерты в Петрозаводск целую плеяду выдающихся пианистов, руководство филармонии задумалось о покупке хорошего рояля. И в 1994 году был приобретен концертный инструмент фирмы «Steinway»!
На молодое поколение эта информация может не произвести никакого впечатления, поэтому поясню. В 1994 году на территории Российской федерации люди месяцами не получали заработную плату, пенсию, за детскими пособиями надо было стоять сутками (это не фигура речи). Рухнули, практически, все социальные институты государства, полностью обесценились банковские вклады. Чтобы нагляднее нарисовать картину, приведу виденное мною лично в одном из военных гарнизонов под Псковом. Опытные военные летчики после полетов садились за руль своих стареньких, сохранившихся с советских времен, «жучек» и таксерили на трассе — хоть какая-то копейка в семью.
Так вот, повторю: в 1994 году Карельская филармония принимает решение приобрести концертный инструмент фирмы «Steinway»! Теперь впечатляет?
Правда, Григорий Соколов, поздравив коллег с покупкой, предупредил, что вместе с прекрасным роялем филармония купила себе проблему: инструмент капризен, требуется специальный климат при хранении и специальный мастер для обслуживания. Что касается хранения, то, городские старожилы помнят, что в те годы филармония располагалась по адресу: улица Гоголя, 6, в деревянном здании. «Лубяная избушка» не годилась для нового места жительства «именитого немца», и рояль поселили сначала в Национальном, а затем в Музыкальном театре. Специально для него был сооружен ангар, и после каждого концерта инструмент закатывали в этот «музыкально-микроклиматический заповедник» и запирали на ключ. А ключ хранили в самом надежном в городе месте — сумочке Татьяны Шерудило.
— Отношение к инструменту было действительно очень трепетным, но, может быть, поэтому он до сих пор в хорошем состоянии, — не без гордости заявляет Татьяна Георгиевна.
«Пятнадцатилетний капитан» Айлен Притчин
С фестивалем «Осенняя лира» связано имя известного и любимого в Петрозаводске скрипача Айлена Притчина.
Впервые, совсем еще юным, Айлен приехал в Петрозаводск в 2009-м году в составе камерного оркестра «Московия» под управлением народного артиста СССР Эдуарда Грача. Тогда Татьяна Георгиевна обратила внимание на то, что Эдуард Давидович совершенно спокойно может ненадолго отлучиться с репетиции, оставив музыкантов отрабатывать пассажи без руководителя. В ответ на высказанное удивление, маэстро Грач ответил: «Так с ними же Айлен — все будет в порядке». А у Татьяны Шерудило мелькнула мысль о юном скрипаче, мол, у этого мальчика большое будущее. И «предчувствия ее не обманули»: на следующий год Айлен приезжает с камерным оркестром «Московия» еще раз, а в 2011-м — в качестве солиста Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Народного артиста СССР Юрия Симонова.
Став одним из самых известных молодых музыкантов нового поколения, признанной звездой не только России, но и мира, Айлен Притчин после концерта подошел к Татьяне Георгиевне и скромно попросился поучаствовать в фестивале камерного искусства «Осенняя лира», объяснив, что давно мечтает о камерном концерте в Петрозаводске. Конечно, организаторы фестиваля пошли навстречу, и на XXVI Международном фестивале камерного искусства «Осенняя лира» публика устроила овации талантливому музыканту Айлену Притчину, блестяще исполнившему в большом зале филармонии произведения Шуберта, Булеза, Паганини.
Как канадский пианист Уолтер Делахант «заступился» за музыкантов симфонического оркестра, отказавшись быть штрейкбрехером
Ранняя весна 1995 года. В Петрозаводск приехал знаменитый канадский пианист Уолтер Делахант. В программе был заявлен концерт для фортепиано с оркестром. И все бы было спокойно и хорошо, но Национальный театр, а именно на его сцене планировалось выступление, почти не отапливался: температура воздуха в зале не превышала плюс четырнадцать градусов. При таких условиях симфонический оркестр просто не может играть. В противоречие с холодом вступает не «изнеженная» душа артиста, а технические характеристики духовых инструментов: выдыхаемый музыкантами воздух конденсируется на стенках и отказывается издавать какие-либо звуки.
Но билеты на концерт раскуплены. Тогда, чтобы не огорчать публику, к маэстро Делаханту через переводчика обращаются с просьбой сыграть сольный концерт, без оркестра.
— Делахант, наслышанный о тяжелой ситуации в России, решил, что музыканты оркестра ни не могут, а по какой-то причине не хотят играть концерт, — вспоминает Татьяна Шерудило. — Может, ему не точно перевели, но он был в твердой уверенности, что мы предлагаем ему сорвать забастовку карельских артистов. Он наотрез отказался становиться штрейкбрехером. Потом удалось объяснить, что дело не в музыкантах, а в проблеме с отоплением. Канадский пианист в той ситуации показал себя очень мужественным человеком: буквально на ходу подбирал и вспоминал сольный репертуар, а на сцену вышел в перчатках, у ног артиста был установлен обогреватель, но концерт отыграл…
Фестиваль — живет, поэтому и меняется
— Когда фестиваль идет пять, десять, двадцать лет, то возникает ощущение, что с такими, чистой воды, камерными программами он будет существовать всегда, — рассказывает Татьяна Шерудило. — Но фестиваль — живой организм, и не может не развиваться, а значит, должны происходить определенные изменения. Как объяснила Татьяна Георгиевна, часто эти изменения не связаны с искусством. Например, возникла необходимость обеспечить финансовую «подушку безопасности», и в программу фестиваля вошел джаз. Да как вошел! Удалось заполучить в качестве солистки знаменитую американскую джазовую диву Текору Роджерс. Зал был переполнен. С тех пор джазовый концерт — украшение каждого фестиваля «Осенняя лира».
Интересно, что для ансамбля «A-Jazz», выступившем в одном концерте с Текорой Роджерс, совместный опыт стал вехой. Артисты показали себя настолько высококлассными музыкантами-импровизаторами, что не только сопровождали выступления всех, приезжавших позднее, джазовых примадонн, но ансамбль «A-Jazz» стал постоянным участником многих престижных джазовых проектов.
В какой-то момент Татьяна Георгиевна стала замечать, что пошел на спад энтузиазм публики, присущей ей в первые годы фестиваля. Проанализировав ситуацию, она пришла к выводу, что декабрь (а первые фестивали проходили в декабре) — не лучшее время для праздника. Люди итак живут предвкушением Нового года, тратя все свои силы на устройство собственного семейного торжества. А вот октябрь — идеальный месяц: за летние каникулы публика соскучилась по музыке, по той неповторимой атмосфере концертного зала, всегда предвещающей праздник. Фестиваль перенесли на октябрь. А название «Осенняя лира» утвердилось на 20-м фестивале, в 2008-м году.
На 25-ю, юбилейную, «Осеннюю лиру» приезжает молодой талантливый пианист Вадим Холоденко и предлагает в рамках фестиваля сыграть цикл произведений, известных, пожалуй, только музыкантам. Тогда организаторы объявляют концерт, где публика предположительно должна была находиться прямо на сцене вокруг музыканта. Но желающих послушать Вадима Холоденко оказалось столько, что пришлось «расчехлять» зрительный зал. Этот концерт стал первым Пост Скриптумом фестиваля, а украинский пианист дал свое имя еще одному празднику искусства Карельской филармонии: «ХХ век с Вадимом Холоденко».
Так сама жизнь вносит коррективы в фестиваль «Осенняя лира», а фестиваль прочно вошел в жизнь Петрозаводска. Программа нынешнего XXVIII фестиваля, поражает свои многообразием: камерная классика, трио басов-профундо, джаз — и традиционный, и современный, коцерт-кроссовер — все это ждет публику. Пост Скриптум фестиваля — екатеринбургская группа «Флос Флорум» сыграет средневековую музыку на уникальных инструментах: бомбарда, раушпфайф, дудельзак, фрестел, варган — уже от одних названий предвкушение праздника.
Кстати, Татьяна Шерудило планирует договориться с музыкантами о постконцертой экскурсии на сцену, а у нее, как вы уже поняли, все получается.
karelinform.ru
Комментарии
Аноним, 18 ноября 2016:
Я священник, настоятель храма св Митрофана и Тихона. Моя мечта- услышать Григория Соколова живьём. Фортепианной музыкой увлекаюсь давно. Обожаю Гульда, Горовица, Гилельса- но их живьем уже не услышать- увы то, что есть такой пианист и что я его современник для меня подарок Бога.