Руководитель симфонического оркестра «Филармония» превратил родной город в музыкальную столицу Украины
МАЭСТРО НИКОЛАЙ СУКАЧ: ЗВУЧАНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ОРКЕСТРА ОКАЗЫВАЕТ ОСОБОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ... / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»Николай Сукач — основатель и постоянный главный дирижер Черниговского симфонического оркестра «Филармония», инициатор фестиваля «Сиверские музыкальные вечера», а также летних мастер-классов на малой родине. До сентября его коллектив, который активно работает уже более 11 лет, должен пройти первую в его истории серьезную реорганизацию: сейчас в оркестр прослушиваются музыканты со всей Украины.
Недавно маэстро отметил юбилей двумя концертами в Чернигове и Киеве. «Круглая дата» побуждает к подведению итогов, анализу пройденного пути и определению планов на будущее. Мы говорим с Николаем Васильевичем о получении его коллективом особого статуса в Украине, о секретах «оркестрового построения», гастрольном графике черниговцев, любви дирижера к черниговской публике, маленьких и больших трагедиях ежедневной жизни маэстро.
«ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕЛУ РАЗВРАЩАЕТ ОРКЕСТРАНТОВ»— Николай Васильевич, во многих областных центрах Украины есть оркестры, но в Киеве мы слышим, прежде всего, ваш коллектив. Как вам удается в трудное время без денег организовывать концерты?— Наш симфонический оркестр «Филармония» создавался не «благодаря», а «несмотря ни на что». Потому что по типичной советской разнарядке такой небольшой город, как Чернигов, не имел права на симфонический оркестр, а только на камерный. Но мы существуем уже одиннадцать лет! С нами случилось примерно то же самое, что когда-то было в Новосибирске, где работал выдающийся дирижер Арнольд Кац. В столицу его не пускали, поэтому за определенное время он воспитал в музыкальной десятилетке немало музыкантов и с ними создал симфонический оркестр. Когда-то я присутствовал на первом выступлении этого коллектива. Они начали с очень сложного произведения — «Весны священной» Игоря Стравинского! А я работал дирижером симфонического оркестра Черниговского музыкального училища и камерного оркестра Черниговской филармонии. Когда Украина обрела независимость, появилась возможность создать отдельный оркестр, сначала совсем небольшой. Мы были первым симфоническим оркестром, который принимал участие в Киевской летней музыкальной академии. Все другие оркестры пришли уже после нас. Очень рад, что у меня постоянная связь с Натальей Гридневой — известной киевской пианисткой и педагогом. Например, ее ученик Вадим Холоденко должен был подготовить для Международного конкурса им. Марии Каллас (на этом конкурсе через год соревнуются вокалисты и пианисты) семь фортепианных концертов, и мы с ним все семь сыграли! Холоденко получил на конкурсе первую премию. Он сейчас проживает в Москве, постоянно выступает с оркестром «Молодая Россия» Юрия Башмета.
— А в чем заключалась ваша программа по созданию оркестра «с нуля»?— Это не секрет, я был бы рад, если бы кто-то воспользовался моим опытом. Первое время мы постоянно приглашали лучших музыкантов Национального симфонического оркестра Украины и оркестра Национальной филармонии в Чернигов на наши отдельные программы «Филармонии». К нам приезжали: концертмейстер группы виолончелей Александр Макаренко, первая скрипка Вера Нежинцева, которая впоследствии выехала в Малайзию, уникальный флейтист Владимир Федченко, который, к сожалению, уже ушел из жизни, первая валторна Валентин Марухно, гобоист Володя Коваль и многие другие. Я очень благодарен дирижерам Владимиру Сиренко и Николаю Дядюре, которые не возражали, потому что и сами понимали, как сложно создать оркестр в провинции, где нет консерватории. Это — первый фактор. А второй — сотрудничество с блестящими солистами. С самого начала мы приглашали артистов, значительно выше нас по уровню. Мне даже трудно подсчитать, сколько концертов мы сыграли с пианистом Николаем Суком: все концерты Листа, Бетховена, «Пять музыкальных моментов» Карабица, концерты Моцарта! В 2001 году создали фестиваль «Сиверские музыкальные вечера»... Третий фактор — репетиции. Мало просто делать свое дело чисто и технологично, музыку нужно чувствовать. Формальный подход к делу развращает оркестрантов.
— Насколько детально дирижер должен прорабатывать каждую партию, должен ли он знать все особенности игры на оркестровых инструментах? Или, возможно, лучше просто довериться музыкантам?— Существуют разные точки зрения на эту проблему. Скажем, выдающийся дирижер Кирилл Кондрашин считал, что не может настолько хорошо знать скрипку, как концертмейстер скрипичной группы. Дирижер ставит оркестру общую задачу, а концертмейстеры каждой группы оркестра — это такие «главные инженеры». Но поскольку долгое время я работал с оркестром музыкального училища, то должен был сам все это делать: закрывался в комнате, брал скрипку в руки и разбирался... Конечно, определенные вещи дирижер должен знать обязательно.
«ЕСТЬ ВОЛНЕНИЕ, ПОДЪЕМ, АДРЕНАЛИН, А СТРАХА — НЕТ!»— Интересно, а как вы пришли в музыку и какую роль в этом сыграли ваши родители и учителя?— Мой отец, командир зенитной батареи, в 1941 году был ранен. В госпиталь он попал на Урал, где женился на моей маме, которая работала медицинской сестрой, а затем они переехали в Чернигов. Отец родом из-под Чернигова, а я родился в Чернигове. Отец дружил с молодым преподавателем по классу баяна, а поэтому выбора у меня не было... Я считаю, что баян — это оркестр в миниатюре. Баянисты хорошо понимают природу звука. Если умеешь играть на этом инструменте, то потом нетрудно работать со струнными и духовыми. Взятие звука, его ведение, снятие — это составные исполнения на любом музыкальном инструменте. А еще я любил спорт: играл в футбол, баскетбол (тренер даже хотел забрать меня из музыкального училища), но однажды я получил травму колена — и тренировки пришлось отменить... По окончании училища (1966 г.) поступил в Харьковский институт искусств, куда меня приняли сразу на второй курс. Кажется, это первый такой случай в истории украинских консерваторий. Мне повезло попасть по специальности в класс Владимира Яковлевича Подгорного — фантастического баяниста, композитора и хорошего человека! В детстве у него в руках разорвалась граната — и он потерял зрение. В те времена он был живой легендой. Именно во время учебы в училище я начал мечтать об оркестре... В институте по дирижированию учился у Константина Леонтьевича Дорошенко, который внес весомый вклад в становление музыкального Харькова. Он заведовал кафедрой народных инструментов, но вместе с тем был профессиональным дирижером, работал в Харьковском театре оперы и балета. К сожалению, из-за травмы он потерял слух... Те энциклопедические знания, которыми он владел, точность характеристик, фантастический интеллект во всех сферах искусства — все это помогло мне сформировать собственную методику дирижерского мышления на его уроках, концертах Харьковского симфонического оркестра, выставках изобразительного искусства, спектаклях драматических театров, куда он часто меня брал с собой.
— Вы как-то признались, что служили в десантных войсках...— Стечение обстоятельств. После консерватории я работал дирижером симфонического оркестра в Чернигове и должен был служить в военном ансамбле. А здесь из Пскова, где была Черниговская десантная дивизия, приехали за новобранцами. И меня «завербовали». Это была школа жизни, которая, честно говоря, очень помогла мне впоследствии. С тех пор я «измеряю» человека лишь по одному признаку — его способности преодолевать природный страх. Часто вспоминаю легендарного Андрея Сахарова, у которого страха за собственную жизнь просто не было... Ведь чем умнее человек, тем выше уровень страха. Отсутствие страха, которое заложила у меня армия, теперь помогает мне выступать на любой сцене с любой программой. Есть волнение, подъем, адреналин, а страха — нет! Знаете, когда после ножевых ранений во время драки я пережил клиническую смерть и вернулся к жизни — понял, что творческий человек должен во многом себя ограничивать, иметь определенные железные «табу». Уже больше тридцати лет я не употребляю алкоголь. Во время создания оркестра «Филармония» я отказывался от зарубежных гастролей, потому что в тот момент нужен был именно в Чернигове. Разработал своеобразную программу, как за несколько лет поставить оркестр на ноги, достичь хорошего уровня. Это, наконец, сыграло свою роль.
— А чем ныне живет и дышит Черниговский оркестр «Филармония»?— За последние годы в Чернигове появилось несколько академических коллективов — наш оркестр, фольклорный ансамбль «Сиверские клейноды» и камерный хор им. Дмитрия Бортнянского. До недавнего времени мы жилы в странной ситуации: коллективы, которые получили статус академических до 2005 года, получали соответствующие надбавки, а мы — нет, потому что стали академическими только в 2007-м. Наконец власть решила доплачивать всем по 50 процентов — и благодаря этому оркестр получил определенную творческую свободу. Теперь занимаемся реорганизацией коллектива: совместителям мы предложили перейти на основную работу, прослушали в оркестр большое количество музыкантов. Нам в коллективе не хватает виолончелей, могли бы принять на работу альтистов, скрипачей, контрабасистов.
«К НАМ НА РАБОТУ ПРИЕХАЛИ МУЗЫКАНТЫ ИЗ РАЗНЫХ ГОРОДОВ УКРАИНЫ»— К вам идут лишь черниговские музыканты или и из других городов Украины?— Сейчас к нам на работу приехали молодые музыканты из разных городов Украины: Донецка, Львова, Одессы, Харькова... У многих из них недостает опыта работы в симфоническом оркестре. Мы выбираем не просто хороших профессионалов, нам нужны музыканты с хорошими человеческими качествами. Потому что оркестр — живой организм! Если в нем находится два-три агрессивных, эгоистичных человека, то это всегда отражается на результатах работы. Работая с разными оркестрами, мне неоднократно приходилось наблюдать, как весь коллектив выкладывается, а один или два музыканта сводят на нет все результаты работы. Я считаю, лучше взять немножко более слабого музыканта, который постепенно вырастет в суперпрофессионала, чем кого-то с «манией величия».
— Следовательно, «звезды» вам в оркестре не нужны?— Это далеко не «звезды»! Если я прошу сыграть так, а не иначе, а оркестрант не может этого сделать, потому что всю музыку играет одинаковым звуком, то он не «звезда», даже если у него немного быстрее других бегают пальцы и он учился у лучших преподавателей...
— Как вы считаете, черниговская публика менялась вместе с вашим оркестром?— У меня были хорошие предложения от других коллективов, но я не смог их принять именно из-за черниговской публики. Боготворю свой город! Я навсегда запомнил, как десять лет назад, после концерта, подошли три женщины, и одна из них сказала: «Знаете, я из Новосибирска, а мои подруги — из Москвы и Санкт-Петербурга. Благодарим вас, что в Чернигове мы не чувствуем себя, как в провинции»! Ради такого комплимента нужно много работать. Мы постепенно сделали публику меломанами. Сначала слушатели заставили меня перед каждым концертом делать аннотации: простым и доступным языком рассказывать о произведениях, которые прозвучат, и об исполнителях. Сегодня мне приятно, когда узнают на улице, здороваются, спрашивают о планах оркестра. Доброжелательность публики на моих юбилейных концертах в Чернигове и Киеве меня очень растрогала, такого количества цветов я в жизни не получал! Конечно, какие-то поздравления звучали слишком возвышенно, но даже в них я почувствовал большую благодарность за свою работу...
«Я СЕБЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ БЕЗ ЧЕРНИГОВА И НИ В ОДНОМ ДРУГОМ ГОРОДЕ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ НЕ ХОЧУ ЖИТЬ!»— Чернигов — небольшой город, и, наверное, не каждый его житель регулярно бывает в филармонии. В связи с этим как вы корректируете творческую и репертуарную политику оркестра?— В городе, где нет консерватории, подготовка оркестрантами каждой программы требует больше времени. По сравнению с лучшими киевскими оркестрантами наши намного медленнее учат свои партии. Поэтому для того чтобы хорошо подготовить программу и заставить слушателя немного соскучиться по нас, играем раз в две недели. Исключение составляют концерты фестиваля «Сиверские музыкальные вечера», где в течение 10—12 дней оркестр «Филармония» исполняет пять больших концертных программ. За одиннадцать лет большинство произведений мы исполняли только по одному разу. По моему мнению, их можно и нужно повторять! Я себя не представляю без Чернигова и ни в одном другом городе на земном шаре не хочу жить! Хотя очень люблю Амстердам и бывал там 34 раза! Мне нравятся Сан-Хосе, Санта-Круз на побережье Калифорнии. А Чернигов — это что-то на генетическом уровне...
— Николай Васильевич, откройте секрет: каким образом вам удается приглашать в Чернигов лучших украинских и зарубежных солистов?— Все держится на личных связях... Даже выдающимся музыкантам иногда необходим оркестр и дирижер — если артист долгие годы не выступал в сопровождении оркестра, если ему нужно выучить с дирижером новое произведение, чтобы только что написанная музыка «вошла в его кровь». Есть солисты, которые охотно играют с нами даже за небольшие гонорары. Но благодаря такому сотрудничеству оркестр «Филармония» исполнил огромное количество знаковых произведений, написанных для особых солистов, и все это были мировые премьеры! Более 200 музыкантов из 26 стран мира играли с нашим оркестром! Среди них самые любимые, которым мы всегда рады. Это выдающиеся музыканты современности: Вадим Руденко и «крестный отец» нашего оркестра Николай Сук, Николай Луганский, Александр Князев, Валентина Игошина, Анатолий Баженов — всех не перечислить...
— Расскажите о гастролях.— С 2008 года мы (кроме Киева) никуда не ездили из-за наших совместителей, у большинства из них основная работа — армия, военный оркестр. Однако надеемся, что после реорганизации коллектива опять сможем говорить о гастролях. Так, в августе в Чернигове проведем серию мастер-классов. Я буду преподавать у дирижеров, Вадим Руденко даст уроки пианистам, а Анатолий Баженов — скрипачам. Если все сложится, то приедет и пианист Олег Полянский, чтобы провести занятия...
В прошлые годы мы ездили на фестиваль в Хистрии, который проходит под патронатом президента Хорватии. Нас там назвали «экспертами по исполнению современной хорватской музыки»! Поселили на острове Бриони — это бывшая резиденция Иосипа Броз Тито (лидера компартии, президента бывшей Югославии). Там ныне национальный парк — замечательное, фантастическое место!
Я горжусь тем, что удалось вернуть на родину произведения Сергея Борткевича. Он родился в Харькове 28 февраля 1877 года, а умер в Вене 25 октября 1952 года. Долгое время его имя и произведения в Украине были практически неизвестны. Много лет я положил на то, чтобы разыскать его рукописи. Помогали мне в этом неутомимые энтузиасты — доктор философии Багван Тадани из Канады, англичанин Мелком Балан, Ваутер Калкман из Нидерландов.
Мы выступали на европейском «Штраус-фестивале», концерты которого проходят по всей Европе — от Швеции до Гибралтара. Играли, главным образом, в Испании, а также в Португалии и Нидерландах. Нам дали возможность выступить в барселонском «Паллау ди музыка» (шедевре архитектуры, в зале с фантастической акустикой) и в одном из лучших залов Европы — мадридском «Аудиториа Насьональ», где мы играли три вечера подряд.
— Недавно научный работник Лариса Новицкая обнародовала результаты исследования, согласно которому звучание Черниговского оркестра оказывает особое влияние на человеческий мозг.— Я познакомился с пани Ларисой в апреле 2008 в Харькове на фестивале «Рахманинов и украинская культура». Так случилось, что незадолго до того в Национальной филармонии мы с пианистом Вадимом Руденко исполнили Третий фортепианный концерт Рахманинова. В тот же вечер прозвучали его «Симфонические танцы». Я очень долго и придирчиво исследовал симфонический стиль Сергея Рахманинова, поэтому позволил себе эксперимент: сыграл «Симфонические танцы» так, как их никто и никогда не играл. Их код я «расшифровал» как набатный звон в очень медленном темпе, с ощущением катастрофы, апокалипсиса... Ларису Новицкую, которая является членом всемирного Рахманиновского общества и Академии наук Нью-Йорка, исследует проблемы инфразвука и влияние музыки на дыхание коры головного мозга, это очень заинтересовало. По ее мнению, классическая музыка с длинными фразами, длинным дыханием стимулирует электрические процессы мозга. В наибольшей степени это касается произведений Рахманинова, ведь все его мелодии начинаются с кульминации! Это его композиционный принцип, стилевая особенность. На основе нашего исполнения «Симфонических танцев» Новицкая создала фильм «С дыханием океана». Она призналась, что прослушала 22 записи этого произведения в исполнении лучших оркестров мира, но избрала интерпретацию нашего Черниговского оркестра «Филармония» именно потому, что это исполнение полностью совпадает с ритмом океана... Для меня это стало приятной неожиданностью.
— Впрочем, еще при жизни Рахманинова в музыкальных кругах к нему было достаточно неоднозначное отношение. Многие профессионалы воспринимали его творчество как неглубокую «популярную классику»...— Отношение к композитору эрудированной, высокообразованной прослойки музыковедов не свидетельствует о том, что обыкновенный слушатель будет того же мнения. Так не было никогда. Так, Лев Толстой говорил, что приучить можно к разной музыке, но наслаждаться прекрасным научить невозможно! Когда человек видит восход или закат солнца, красота входит в него сразу. Мне кажется, что так же слушатель относится к музыке Рахманинова. У меня лично его музыка вызывает ощущение предельной искренности, откровенности, исповедальности. Думаю, как и у большинства поклонников творчества Сергея Васильевича Рахманинова. Любовь к его музыке у меня на всю жизнь.
Юлия БЕНТЯ
day.kiev.ua
Комментарии
Александр Николаевич, г.Гомель, 24 августа 2020:
У меня не то чтобы комментарий, а скорее просьба: помогите,если можно, связаться с Николаем Васильевичем
inga-majorova, 24 августа 2020:
Напишите сообщение в аккаунт оркестра в фейсбуке: www.facebook.com/ASOPhil...nia/
или позвоните по телефонам, указанным на сайте концертной организации: +38 (0462) 699-479, 699-629, 676-819