Туфли жали нестерпимо. Черные, лаковые, на тончайшей подошве, они, как чешки плотно обтягивали ступню. Ходить в такой обуви – сплошное мучение. Зато для игры «шузы» подходят идеально. Нога прекрасно чувствует клавиши, а клавиши – слушаются ногу. …Ах, да, простите великодушно! Я совсем забыла сказать, что Тимур Халиуллин – не простой «игрок», коих в среде музыкантов множество. Он – органист. Лауреат множества Международных фестивалей и конкурсов, блестящий выпускник Питерской консерватории, а теперь «по совместительству» обитатель Белгородской филармонии.
Один раз увидеть
…Ничто не предвещало «томного вечера». Скучнейшее награждение в духе СССР, куда большинство журналистов пригласили, как статистов «для похлопать» - короче, очередное полуофициозно-формалистское мероприятие. Единственный приятный момент, что проходило сие действо в обновленной филармонии Белгорода, до которой постоянно «ноги не доходили». Так что нам удалось собственными глазами увидеть и два стеклянных атриума филармонии, делающих ее похожей на футуристический объект. И шикарную каскадную люстру, витражное стекло и много других «прекрасностей» здания. На большее, чем самостоятельная экскурсия по коридорам филармонии, мы не рассчитывали, а тут – бах! – органная музыка! Мы просто обалдели! И от такого роскошного подарка ко Дню печати (в зал на 180 мест билетов не достать, а цена его - более тысячи рублей), и от самой музыки.
Виват, король!
Как можно передать органную музыку? Ведь не зря орган называют королем инструментов. И дело тут не в размерах (белгородский орган тянется в высоту на 14 метров) и количестве регистров (аж 39). Орган – непревзойденный имитатор. Он может воспроизвести все: от пения птиц до звука охотничьего рожка и даже …человеческого голоса! Если бы мне сказали про это до концерта, я бы если и поверила, то с натяжкой, но в филармонии пришлось убедиться, что никаких преувеличений тут нет. И охотничий рог, и цокот копыт в эйфелевой охоте – все было.
Сказать, что это потрясающе – передать лишь толику нашего восторга. Мы были очарованы, покорены органом и его «повелителем». Особенно впечатлила «Импровизация для педалей. Соло», написанная и исполненная Тимуром Халиуллиным. Орган – штука архисложная. Музыканту приходится играть руками не только на двух клавиатурах сверху, но и на педальной клавиатуре снизу – ногами. И свое соло Тимур исполнил исключительно ногами. Здорово, правда, здорово! Хотя истинные ценители музыки в таких случаях кричат: «Браво!»
Дорого и романтично
После концерта представился случай пообщаться с Тимуром.
- Тимур, в органе я насчитала 69 труб и трубочек. Зачем так много? – ужаснулась я.
- На самом деле их около 2500. Просто большинство спрятано внутри органа, - мягко улыбнулся моему дилетантству музыкант. – Вес самой большой трубы – 58 кг, самой маленькой – 300 граммов. Сделаны они из дерева и сплава цинка с оловом. Сам орган весит восемь тонн. Но это не мешает ему звучать так же романтично, как в Средневековье.
- А кнопочки? По обеим сторонам органа есть еще какие-то кнопочки, издалека напоминающие баянные, только на ножках. Это что?
Оказалось, это тутти, те самые, что управляют 39 регистрами , помогающими звучать органу изысканно, благородно и многогранно. Вообще орган не только величественный и, пожалуй, самый дорогой инструмент, но и самый капризный. В органном зале постоянно поддерживается определенная влажность и температура в 21 градус (для этого налажена система климат-контроля). В отличие от остальных концертных залов сюда запускают строго за 15 минут до начала действа. И ни минутой раньше.
Органисты - в основном переучившиеся пианисты. За год консерватория Санкт-Петербурга выпускает всего двух органистов. Но совсем не факт, что им удастся найти работу, ведь в России всего 54 органных зала.
Лариса УЛЬЯНЕНКО