О его несносном характере ходят легенды. Те, кто знают его недостаточно хорошо, говорят, что у него вздорный нрав. Высокомерен, любит одиночество, чрезвычайно самолюбив. Из уст в уста журналисты передают друг другу рассказы о том, как он вновь не пустил кого-то из них в зрительный зал, где на сцене играли приглашенные столичные звезды, или на пресс-конференцию приезжей знаменитости. Он из тех людей, при общении с которыми не обращаешь внимания на их маленький рост.Настолько мощный характер движет этим невысоким человечком! С ним непросто разговаривать, он почти никогда не дает интервью. Его побаиваются - скажет как отрежет, и отношения навсегда испорчены. А отношения портить с ним никто не хочет. Ведь только с его помощью можно «достучаться» до популярных актеров, приезжающих в столицу Колымы на пару дней. Стоит ему зайти в зал и окинуть присутствующих своим внимательным и властным взором, как по рядам проносится шепоток: «Смотрите… вот он… директор… директор филармонии». И как спустя два часа после спектакля он же выходит из зрительного зала, словно возвращается в жалкую действительность, с ранеными глазами… И тогда не знаешь, что лучше - строгий взыскательный Куперштейн или вот такой простой и трогательный Владимир Зиновьевич… Помню наше первое с ним общение после концерта Магаданского русского оркестра пять лет назад. Я еще подумала: удивительно прекрасной души человек. И веселый очень! Или просто боги были неравнодушны ко мне в тот день?
Навсегда останется с ним это прогорклое, серое, до озноба неуютное утро 30 января 1992 г., когда в качестве нового директора областной филармонии он ступил на магаданскую землю. Метелица, наползающая из-за горизонта, застывшая льдом бухта, расплывчатые, точно порождение миража, контуры сопок. Снег на улицах под стать недоваренной манной кашке плюхался на тротуары из-под колес автомашин, и прохожие опасливо жались к стенам домов.
Потом было знакомство с новым рабочим местом, поначалу повергнувшим в ужас. Филармония (если ее можно было тогда так назвать) находилась в те времена на ул. Ленина, 2, где внизу размещался рынок, наверху были мясной магазин и собес, а внизу катали бочки с маслом и краской, и, когда приезжали артисты, они должны были пройти через весь этот ад, чтобы попасть к директору. Начинать заново Владимиру Куперштейну пришлось не только в профессиональном плане. В Хабаровске он оставил жену, квартиру - все. В Магадан приехал с двумя чемоданами и массой честолюбивых планов. До него тут работали профессиональные директора Владимир Рубан, Олег Грязин… Поэтому нужно было постараться и не ударить в грязь лицом.
И он не ударил.
Сегодня в его просторном светлом кабинете в здании МЦК нет ничего лишнего, если не считать огромного фортепьяно. Становится понятным: именно тут, у окна, обращенного к зеленеющим деревьям, проводит он короткие минуты отдыха, позволяя себе расслабиться, отдаться размышлениям. Семнадцать лет в должности директора филармонии пролетели как один день. Один миг, вместивший в себя целую жизнь. Изо дня в день он закупоривал внутрь себя всю энергию своего упрямства и строптивости, применяя ее лишь для того, чтобы создать, упрочить, наладить…
О чем он думает здесь, у окна? Вспоминает ли, как молодой юноша Володя Куперштейн с жадностью ловил по телевизору концерты Елены Образцовой, смотрел и не мог насмотреться? Тогда он еще не знал, что через много лет, будучи директором областной филармонии, встретится с великой певицей в Магадане, специально организовав для этого ее приезд на колымскую землю. Пока Елена Образцова была здесь, он упивался общением с ней и при случае признался: «Вы - моя любимая женщина! Я всю жизнь мечтал о встрече с Вами! И вот мечта моя сбылась!». К этому признанию он шел всю жизнь, но что ей эти его слова, она их столько слышала… Однако в общении Елена
бразцова оказалась более чем простой. Захотела она Охотское море посмотреть. Поехали, увидела там наших рыбаков. И пошла к ним в своей шикарной шубе до пят, села рядом, попросила у одного удочку, рыбку поймала… Простая!
Или он думает сейчас о своей единственной дочери, которая живет далеко от него? Он может бодриться и с улыбкой рассказывать, что у Татьяны все хорошо, ей 37 лет, она живет в Тель-Авиве и работает менеджером, замужем… Однако внутренне, на чисто выметенной территории своей души он каждый день разговаривает со своей Таней-маленькой, которая без него стала Таней-большой, и признается, как по ней скучает… Дочь еще не знает, что в марте этого года Владимир Куперштейн удостоился высокой награды. Указом Президента Российской Федерации № 359 за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу ему присвоено почетное звание «За-служенный работник культуры РФ».
Однако в заслугу себе он это не ставит. Говорит, настоящее событие - это то, что Магаданский русский оркестр впервые за всю историю своего существования выехал за пределы Магаданской области в гастрольный тур по Дальневосточному округу, откуда вернулся весной этого года лауреатом третьего дальневосточного фестиваля народного искусства «На амурских просторах». Неизгладимое впечатление произвел наш оркестр и на фестивале «Дальневосточная весна» во Владивостоке. Настоящее искусство выражает правду, оно и есть правда, быть может, единственная правда, любит повторять он. И неоднократно с гордостью подчеркивает, что областная филармония не работает с попсой, через которую можно легко выкачивать прибыль из зрителя, а занимается исключительно просветитель-ской деятельностью.
- Мы несем людям только возвышенное искусство, осуществляя доступ населения Магаданской области к образцам высокой культуры. В этом задача филармонии, и только в этом, - утверждает Владимир Куперштейн. - Это дело моей жизни, за которое я болею всей душой. Мы продаем билеты по заниженной цене и идем на это абсолютно сознательно, зная скромное материальное положение нашего зрителя. Зрители этих концертов не бизнесмены и предприниматели, это интеллигенция - педагоги и учащиеся детских музыкальных школ, библиотекари, учителя, врачи, соцработники, работники учреждений культуры, которые живут от зарплаты до зарплаты.
Магаданская областная филармония на сегодняшний день не просто организация, которая привозит к нам в город известнейших артистов с мировым именем, но и культурное достояние территории. Это в первую очередь ансамбль «Энэр», Магаданский русский оркестр, лекторийные коллективы… Каждый из них уникален, и работают они на европейском, даже на мировом уровне. Когда к нам приезжают звезды, им легко работается с коллективом филармонии. Во время своего пребывания в Магадане отечественные звезды зависят целиком и полностью от В. Куперштейна. Он видит их усталыми, нена-крашенными, раздраженными до выступления и счастливыми, простыми - после. Иногда они ужинают вместе. То, что для многих из нас - заветная мечта, у него - ежедневная рутинная работа. Многих звезд он знает немало лет, знает изнутри их жизнь, семьи, проблемы. Но никогда об этом не говорит. Это табу. После выступлений в Магадане они всегда расстаются друзьями. И бесспорно: то, что наши любимые исполнители и телезвезды приезжают в Магадан вновь, - его заслуга.
Он стал директором, и в Магадан приехали Образцова, Казарновская, Боярский, Караченцев, Симонова, Кобзон, Ротару, Королева, Ахеджакова, Николаев, Вайкуле, Киркоров… Свою первую звезду, которую привез в Магадан, помнит как сейчас. Это была Лариса Долина. После он привезет ее на Колыму еще четыре раза и скажет, что Долина очень скромная женщина, особенно сильно изменившаяся после последнего замужества. Раньше капризничала - то ей машина не годится (дали джип губернаторский, она сказала, что не поедет в нем), то зал не нравится. Впрочем, считает Владимир Куперштейн, настоящие артисты - люди более чем скромные. Чем талантливее артист, чем он серьезнее относится к своей профессии, тем он скромнее, культурнее, интеллигентнее. «Михаил Бояр-ский тому пример, - поделился как-то мнением Владимир Куперштейн. - Очень серьезный человек, серьезный артист, который абсолютно полностью отдается профессии. Он из тех высоких профессионалов, о которых говорят: Артист с большой буквы. Когда они прилетели с женой, была большая задержка рейса. И вот я их везу из аэропорта и предлагаю: «Миша, давай сначала в гостиницу, отдохнете, покушаете…». А он: «О чем ты говоришь? Давай сразу на площадку!». Поехали на площадку, ни чаю, ни кофе - сразу в работу! И никаких жалоб!». Настоящей звездой в обычной жизни он может назвать лишь немногих. Вспоминает, как поразила Лия Ахеджакова: «Она приезжала в Магадан со спектаклем «Персидская сирень» и показала, что называется, уровень. А человек она такой удивительный - все через себя пропускает. Захотела она, будучи здесь, Нагаевскую бухту посмотреть. Я ее туда повез. А дорога через Шанхай. И вот мы едем, я смотрю: у нее слезы на глазах. «Лия, что с вами?». А она: «Как это? И вот тут люди живут?». И плачет. На сцене такая же».
Есть очень ограниченное число приезжающих к нам артистов, которых директор областной филармонии встречает лично у трапа самолета. И это не спесь и не дурной характер В. Куперштейна. По его словам, у него одинаково ровное отношение ко всем, но симпатичны ему немногие. Дмитрий Коган, к примеру, Елена Образцова, Татьяна Васильева. Со всякими там «Фабриками», усмехается он, разговаривать не о чем. Есть предел «до пояса», ниже которого опускаться нельзя, уверен он. Своих принципов он придерживается свято: если помните, в Магадане никогда не было группы «Ленинград», «Сектор газа», даже когда они были очень популярны, ездили все только вокруг Магадана с гастролями. А вот тайну, почему во второй приезд М. Шуфутинского В. Куперштейн не стал встречать его лично, он не раскрывает до сих пор. Ворчит, что были на то свои причины.
Мало кто знает, чего стоит директору областной филармонии каждый год бороться за проведение фестиваля искусств «Магадан-ская весна». А ведь это без преувеличения значимое событие в культурной жизни области. Вспомните, как всколыхнул ценителей прекрасного приезд в прошлом году всемирно известного государственного струнного квартета им. М. Глинки. Магаданцы оценили подарок - газета уже писала о том, как восхищенные зрители благодарили за встречу с настоящим искусством, которую устроила филармония. А приезд после этого Юрия Башмета? Выступление блестящих теноров XXI века на сцене МЦК? Магадан видит мировых знаменитостей исключительно благодаря ему. Он знает, как надо с ними общаться, но своих секретов не выдает. В 2006 году ансамблю «Энэр» обустроили новое помещение в здании Молодежного центра, в нем был сделан ремонт почти на миллион рублей, оплачивается содержание помещений, аренда залов. А когда в начале прошлого года возникла проблема с финансированием и под угрозой срыва находилось не только проведение фестиваля искусств «Магаданская весна-2007», но и оплата проезда в отпуск сотрудникам филармонии, директор не сидел сложа руки, а ходил, бил тревогу и, даже когда его уже не пускали на порог и не открывали двери, все равно стучался. И в итоге отстоял свое важное дело!
К сожалению, в нашем регионе еще не было такого, чтобы магаданские олигархи склонялись к высокому искусству и помогали. Это филармония регулярно ездит в Дом детей-инвалидов, детские дома и учреждения и совершенно бесплатно дает концерты.
Ему удалось, пожалуй, главное: в то время как в других регионах самобытное творчество распалось, не вынеся трудных времен, на Колыме он смог его сохранить. Что такое «Энэр»? Это культурное знамя территории, национальный самобытный ансамбль, который везде представляет Магаданскую область - и на Красной площади тоже!
Его мечты связаны с работой. Одна из самых смелых - привезти в Магадан Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Говорит, а сам смеется, понимая насколько это нереально. Слишком дорого. А из сбывшихся - привозил Евгению Симонову и Ивара Калныньша со спектаклем «Жизнь налаживается!». И всегда сожалеет, что финансовые возможности и недостатки материальной базы не позволяют пригласить в Магадан многих именитых артистов. Николай Цискаридзе, к примеру, приехал бы к нам, однако ему здесь попросту... негде танцевать! Для В. Куперштейна как нож в сердце, когда соседи в Хабаровской филармонии купили три рояля Staneway по 4,5 млн. руб. каждый (за счет бюджета края) и могут теперь себе позволить пригласить великого пианиста с мировым именем Николая Петрова. А у нас нет для него инструмента… Но зато у нас есть Магаданский русский оркестр, равного которому нет ни в одном регионе Дальнего Востока.
Помню, как провожали в магаданском аэропорту прославленного скрипача Дмитрия Когана. Он, объездивший весь мир, давно уже не живущий в России и оторванный в каком-то смысле от обычных людей, с чувством сказал: «Мне понравилось в Магадане! У вас очень хороший директор филармонии!».
- Ни разу со дня возникновения нашего оркестра мы не ходили по инстанциям, не писали туда писем, чем, предполагаю, значительно облегчили жизнь тому же департаменту культуры, - признается дирижер Магаданского русского оркестра Константин Есипов. - Оркестровое дело за стенами филармонии достойно представляет ее директор, и он ни разу ни в чем нас не подвел. С его приходом поменялась и обстановка в этих стенах. Самые острые вопросы наш директор продвигает без шума и пыли. Директор филармонии для него не должность, а образ жизни.
В чем же на самом деле трудность этой профессии? Когда-то Роберт Шуман сказал, что нет ничего страшнее, чем плохое слово о музыке. Нет, совсем нелегко найти слово, достойное творения, которое ты берешь на себя смелость публике представлять.
…Освежающее утро магаданского июля. Во дворе дома гуляют двое - невысокий мужчина и собака. Застываю. Передо мной самое трогательное зрелище на свете: Владимир Куперштейн и его пекинес Юлик. Песик важно вышагивает впереди. Забыла сказать: Владимира Зиновьевича знают в городе в двух ипостасях: как директора филармонии и... как хозяина Юлика. Бойкий семилетний пес - местная знаменитость, любимец хозяина. Я никогда не видела такого лица у директора филармонии - оно до неузнаваемости изменилось, и я даже поначалу подумала: «Да он ли это?». Лицо Владимира Куперштейна, обычно жесткое, моложавое, сейчас было очень нежным, счастливым. У человека с несносным характером не может быть такого лица.
Дарья ГАВРИЛОВА.
culture.goldkolyma.ru