Реформа Минобрнауки может осложнить процесс подготовки будущих народных артистов
Руководство профессиональных музыкальных школ полного образования (десятилеток) опасается за судьбу профессионального музыкального образования в России. Поводом для тревоги послужило письмо Министерства образования и науки РФ, содержащее рекомендацию школам изменить образовательные стандарты и сократить среднее профессиональное обучение с 10 лет 10 месяцев до 6 лет 10 месяцев. Об этом «Известиям» рассказал директор Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, народный артист России Владимир Овчинников.
По его словам, Минобрнауки подготовило проект федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), устанавливающих обязательные требования при реализации образовательных программ. В одном из пунктов проекта указан срок получения среднего профессионального образования, составляющий 6 лет и 10 месяцев.
— Таким образом, профессиональное образование должно начинаться только с 5-го класса, а что происходит с начальной школой, неясно, — отметил Владимир Овчинников. — Нас это не устраивает, так как 80-летняя история нашей школы доказывает: мы должны начинать музыкальное образование как можно раньше. Именно в начальной школе закладывается фундамент. Несколько поколений наших преподавателей разрабатывали методики, которые не имеют аналогов в мире.
Как отметил директор, причины такого нововведения Минобрнауки не объяснило. Однако о том, что в случае потери начальной ступени вся система музыкального образования в России пойдет под откос, сомневаться не приходится.
Поддержку ЦМШ выразили и остальные шесть учебных заведений, попадающих под реформу — школы-десятилетки при Петербургской, Казанской, Екатеринбургской, Новосибирской и Ростовской консерваториях, а также столичная Школа имени Гнесиных. Соответствующие обращения с просьбой защитить проверенную систему образования были направлены председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, депутату Госдумы Сергею Миронову и советнику президента Владимиру Толстому.
— Нам также выразили поддержку наши выпускники и деятели искусства. Обещали помочь Денис Мацуев, Владимир Спиваков, Мария Максакова, — сообщил Владимир Овчинников.
В Министерстве образования и науки РФ «Известиям» подтвердили, что такая рекомендация действительно существует, однако понята она совсем не верно. Никто не собирается рекомендовать ЦМШ и ее аналогам принимать детей только в 5-й класс общеобразовательной школы. Просто образование теперь будет разделено на два этапа — предпрофессиональное, совпадающее с начальной школой, и среднее профессиональное. Причем на каждый период учебной организации следует получить отдельную лицензию.
Ведомство подготовило проект изменений во ФГОС среднего профессионального образования по специальностям «искусство балета», «искусство танца», «хоровое дирижирование» и «инструментальное исполнительство». Сделаны они на основе положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
— Согласно изменениям, прием на интегрированные программы среднего профессионального образования в области искусств будет вестись начиная с 5-го класса. Особо отметим, что образовательная организация, как и ранее, сможет принимать всех желающих с 1-го класса, осуществляя подготовку по предпрофессиональным программам, — пояснили в пресс-службе Минобрнауки.
Таким образом, начальное музыкальное образование относится к предпрофессиональному, что позволит детям получать многоступенчатое музыкальное образование в рамках одного учебного заведения.
Однако, как утверждает директор ЦМШ, с введением двух этапов обучения школы-десятилетки могут столкнуться с целым рядом трудностей.
— Что подразумевается под предпрофессиональной подготовкой и какой она будет, нам пока никто не объяснил. Вполне вероятно, что здесь будут определенные финансовые проблемы — например, она может оказаться платной. Значит, неминуемо произойдет сокращение контингента учащихся, — отметил Владимир Овчинников.
Но самая главная проблема, по мнению директора ЦМШ, — получение лицензий на каждую учебную ступень. Сейчас у ЦМШ имеется лицензия на полное профессиональное и общее образование сроком в 10 лет и 10 месяцев.
Чтобы получить лицензию на начальное образование, школе необходимо соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН). В частности, одно из требований СанПиНа — размещение помещений 1-го класса начальной образовательной школы не выше первого этажа, а 2, 3, 4-го классов — не выше третьего.
— Обучение по общеобразовательным предметам у нас проводится на пятом этаже. Делать там начальные классы нельзя, а перевернуть здание вверх дном — довольно сложно. Есть еще несколько нюансов, но самое главное-то, что не сломано, чинить не нужно. Зачем придумывать еще одно колесо, когда наше хорошо смазано и далеко едет? — задается вопросом Владимир Овчинников.
Против реформы Минобрнауки выступил выпускник ЦМШ, народный артист России Денис Мацуев. По его словам, столичная школа для одаренных детей нуждается в особом отношении.
— Школе необходимо придать особый статус, чтобы защитить от всяческих поползновений. ЦМШ — лучшая музыкальная школа в мире, такого образования нет больше нигде. Достаточно посмотреть на список ее выпускников. Это святилище, которое не надо трогать, — уверен пианист.
Пианистка Екатерина Мечетина, также закончившая ЦМШ, считает, что в особом статусе нуждается не только ЦМШ, но и все российские школы-десятилетки при консерваториях.
— Это особые учебные заведения, у которых накоплен гигантский опыт, доказавший свою жизнеспособность и эффективность. Где гарантии, что через 3 года опять не появятся очередные рекомендации от Министерства образования? — интересуется собеседница издания.
В отличие от своих соучеников по ЦМШ певица и депутат Госдумы Мария Максакова считает, что специальным музыкальным школам России особый статус не нужен.
— Придание особого статуса спецшколам может быть только вариантом. В частности, сейчас говорят о передаче обеих московских школ — при консерватории и при Академии имени Гнесиных — в подчинение администрации президента. Так или иначе этот подход подразумевает бегство из основного правового поля.
По словам депутата, «закон должен быть четко прописан для всех, и если возникает желание сбежать из поля его действия, значит, оно просто плохое и нуждается в доработке».
Центральная музыкальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского создана в 1935 году по инициативе Александра Гольденвейзера. Среди ее выпускников — пианист Владимир Ашкенази, дирижер Геннадий Рождественский, композитор Александра Пахмутова, режиссер Андрон Кончаловский и другие.
izvestia.ru