Один день из жизни Белгородской филармонии накануне 8 Марта

Добавлено 09 марта 2013 Тимур Халиуллин

Наталья Воскресенская (меццо-сопрано), Светлана Ломоносова (сопрано), Евгений Григорьев (бас, баритон), Галина Зольникова (сопрано), Большой зал Белгородской филармонии, Органный зал Белгородской филармонии, Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Белгородская филармония, Михаил Пидручный (панфлейта, флейта)

Международный женский день, который в России в этом году празднуют в 100-й раз, Белгородская государственная филармония отмечает более чем недельным — с 4 по 12 марта — концертным марафоном, проводимым как в Белгороде, так и в городах и посёлках Белгородской области.

6 марта в честь Прекрасных Дам в двух главных залах филармонии звучал величественный орган и симфонический оркестр. В этот же день музыкальные поздравления от филармонии принимали жители г. Новый Оскол и посёлок городского типа Борисовка.

Большой успех сопутствовал выступлению вокально-хореографического ансамбля «Белогорье» (руководитель — заслуженный работник культуры РФ Наталья Чендева) на сцене нового Дворца культуры в городе Новый Оскол. Тёплый приём вызвало и выступление на сцене недавно обновлённого борисовского Дома культуры концертной бригады БГФ в составе квинтета народных инструментов (руководитель — Михаил Токаев), танцевального ансамбля «Мираж» (руководитель — Виктор Карпенко) и солистов — лауреата международного конкурса Тамары Кузнецовой, Ольги Тараненко и Александра Попова.

Если бы слушатели (как в известной телерекламе) входили в концертные залы с завязанными глазами, то о празднике им поведали бы волнующие ароматы первых весенних цветов, которые, подобно человеческим сердцам, раскрывались навстречу празднику любви и красоты, символ которого — Женщина.

О ней звучала, ей была посвящена и программа концерта в Органном зале, и программа симфонического концерта в Большом зале.

Программу «Посвящение женщинам» лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин начал знаменитым музыкальным символом самого главного момента в жизни Женщины — Свадебным маршем Ф. Мендельсона (нем. Hochzeit — свадьба, в буквальном смысле означает «пик жизни, лучшее время жизни»).

Затем изысканно печально изливалась флейта в «Мелодии» Глюка, чтобы спустя несколько минут заискриться весельем «Шутки» Баха под пальцами Дмитрия Филатова. Классические эвергрины сменил международный суперхит современной эстрады — флейта Пана (Михаил Пидручный) в сопровождении органа спела мелодию Франческо Сартори «Time to say goodbye» («Время прощаться»), которую знаменитый тенор Андреа Бочелли впервые исполнил на фестивале в Сан-Ремо 1995 г., и которая два года спустя вошла в его альбом, распроданный в количестве 16 млн. экземпляров.

Очень красивая виолончельная кантилена «Ave Maria» Макса Бруха в исполнении Олега Шейны и трепетно-нежное сопрано Галины Зольниковой в песне И. С. Баха «Bist du bei mir» («Пребудь со мной, Господь») BWV 508 из 2-й Тетради Анны Магдалены Бах 1725 г. направляли воображение к трогательным образам христианской любви.

Но если выступления органиста с солистами-инструменталистами уже знакомы слушателям Органного зала, то для Галины Зольниковой это был более чем успешный дебют.

В сольных номерах Тимура Халиуллина как всегда тесно переплетались барочная и романтическая классика и современные, ХХ-го века, органные композиции. Эта часть программы была едва ли не самой интересной и познавательной с исторической и художественной точек зрения. Преобладали французские авторы.

Финал концерта начался двумя пьесами Жана Алена (1911–1940), ученика Марселя Дюпре и Поля Дюка, композитора и органиста-импровизатора, трагически погибшего во 2-й мировой войне. Среди 140 его опусов 26 пьес написаны для органа. В красочно-колористических, очень необычных пьесах — «Литании» и «Висячие сады Семирамиды» отразилось увлечение композитора средневековьем и культурой стран древнего Востока.

Две последние пьесы связали Италию 17 века и Францию 20 столетия. Прозвучала Канцона Джироламо Фрескобальди из его сборника 1635 г. «Fiori musicali» «Музыкальные цветы», с её многочисленными лёгкими певучими или танцевальными фугированными эпизодами. Интересно отметить, что этот самый известный сборник органных сочинений Фрескобальди был даже в личной библиотеке И. С. Баха.

Затем как музыкальный памятник величайшему итальянскому органисту 17 века зазвучала последняя часть (Эпилог) из «Сюиты памяти Фрескобальди» французского композитора и органиста ХХ века Жана Лангле (1907–1991). Средний раздел Эпилога — быстрая и величественная трёхголосная фуга для педали соло на одну из тем Канцоны Фрескобальди — был исполнен Тимуром Халиуллиным с недюжинной точностью. Бисом стала любимая органистом и публикой баховская Токката и фуга ре-минор.

Праздничный симфонический концерт в двух отделениях в Большом зале филармонии, которым дирижировал заслуженный артист РФ Анатолий Оселков, тоже в некотором роде связал две эпохи в истории филармонии. Именно Анатолий Васильевич более десяти лет назад начал выступать в Белгороде, в том числе и с праздничными концертами в Овальном зале.

И хотя с тех пор филармония перебралась из небольшого деревянного пятикомнатного домика в приличествующие её статусу апартаменты, Анатолий Васильевич по-прежнему остаётся ведущей фигурой в ежегодных филармонических весенних праздничных концертах.

Вот и в этот раз Анатолий Оселков угощал «свою» публику самыми отборными «деликатесами». Тон задавали нисколько не утратившие своей невероятной популярности франко-американские развлекательные хиты ХХ века в оркестровом варианте — «C'est si bon» («Хорошо») Анри Бетти, «Пустячок» («Fiddle-Faddle») Лероя Андерсона, «Увлекательный ритм» Дж. Гершвина, знаменитый степ-фокстрот И. Берлина «Puttin' on the Ritz» («Одеваясь по последней моде») из музыкального кинофильма 1929 г.

Как всегда, в праздничных концертах под управлением А. Оселкова концерт становился феерическим дефиле ведущих певцов филармонии — народного артиста РФ Евгения Григорьева, заслуженных артистов РФ Светланы Ломоносовой и Владимира Бойко, лауреата международных конкурсов Натальи Воскресенской и дипломанта международного конкурса Ирины Колодяжной.

Галина Зольникова, спев в Органном концерте арию Баха, дебютировала и с оркестром Анатолия Оселкова, на прекрасном украинском языке исполнив известную народную песню «Гандзя».

Не удивительно поэтому, что галантный и обаятельный Вл. Бойко именно её умолял — «Будь моей любовью» (в одноименном дуэте Н. Бродски), забыв и думать о своей прежней партнёрше, Наталье Воскресенской. Что ж тут поделаешь, если « у любви, как у пташки крылья». Но и энергичная Наталья Воскресенская не стала долго унывать, тут же перевоплотившись из гламурной дамы середины прошлого века в бойкую хохлушку, которая находит себе мужа (Е. Григорьев), способного терпеть её пинки и колотушки (театрализованный дуэт Одарки и Карася из оперы С. С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем»).

Концерт, как и в прежние годы, был полон новых и неожиданных сюрпризов. Кроме привычных (хотя и некоторых новых для дирижёра ) певцов Анатолий Оселков впервые, и очень удачно, соединился с солистами-народниками, танцорами ансамбля «Мираж» (руководитель — Виктор Карпенко) и хором Елены Алексеевой.

Певучая домра Веры Токаевой прекрасно заменила голос Валерия Леонтьева в оркестровой пьесе Эдуарда Артемьева «Полёт на дельтаплане». Превосходные, едва не бисировавшиеся исполнения лауреатом международных конкурсов баянистом Александром Сахарчуком исполнения «Цыганской рапсодии» В. Гридина и «Либертанго» А. Пьяццоллы в сопровождении оркестра просто не могли не вызвать к жизни симфоническую фантазию «Светит месяц», пьесу, народную в своём генезисе.

А какой приятной неожиданностью было появление Владимира Бойко в песенном репертуаре Муслима Магомаева, женского кумира 60–70-х гг. прошлого века. В любовных песнях Арно Бабаджаняна и в «Элегии» самого М. Магомаева Вл. Бойко заставил трепетать не одно сердце, каким-то непостижимым образом воскресив интонации, манеру, даже тембр голоса романтического кумира советских времён, оставаясь в то же время самим собой — Владимиром Николаевичем Бойко, замечательным певцом-актёром очень хорошего вкуса и высокого мастерства.

Аплодируя танцевальному ансамблю «Мираж», который темпераментно и ярко подводил черту под каждым отделением («Чардаш» Монти в первом отделении и знаменитая еврейская мелодия с хором «Хава нагила» во втором), зрители и не догадывались, что несколько часов назад артисты лихо отплясывали (четыре перемены костюмов!) русские народные танцы и американский степ перед зрителями переполненного Дома культуры в Борисовке.

«Праздник, который всегда с тобой» белгородские слушатели-зрители унесут с последней «серией» концертного марафона 12 марта. Это будет выступление Концертного оркестра духовых инструментов (главный дирижёр — Юрий Меркулов).

Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева и Александра Вайнгольца)
http://www.afishka31.ru
Дата публикации: 07.03.2013

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору