Международный женский день, который в России в этом году празднуют в 100-й раз, Белгородская государственная филармония отмечает более чем недельным — с 4 по 12 марта — концертным марафоном, проводимым как в Белгороде, так и в городах и посёлках Белгородской области.6 марта в честь Прекрасных Дам в двух главных залах филармонии звучал величественный орган и симфонический оркестр. В этот же день музыкальные поздравления от филармонии принимали жители г. Новый Оскол и посёлок городского типа Борисовка.
Большой успех сопутствовал выступлению вокально-хореографического ансамбля «Белогорье» (руководитель — заслуженный работник культуры РФ Наталья Чендева) на сцене нового Дворца культуры в городе Новый Оскол. Тёплый приём вызвало и выступление на сцене недавно обновлённого борисовского Дома культуры концертной бригады БГФ в составе квинтета народных инструментов (руководитель — Михаил Токаев), танцевального ансамбля «Мираж» (руководитель — Виктор Карпенко) и солистов — лауреата международного конкурса Тамары Кузнецовой, Ольги Тараненко и Александра Попова.
Если бы слушатели (как в известной телерекламе) входили в концертные залы с завязанными глазами, то о празднике им поведали бы волнующие ароматы первых весенних цветов, которые, подобно человеческим сердцам, раскрывались навстречу празднику любви и красоты, символ которого — Женщина.
О ней звучала, ей была посвящена и программа концерта в Органном зале, и программа симфонического концерта в Большом зале.
Программу «Посвящение женщинам» лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин начал знаменитым музыкальным символом самого главного момента в жизни Женщины — Свадебным маршем Ф. Мендельсона (нем. Hochzeit — свадьба, в буквальном смысле означает «пик жизни, лучшее время жизни»).
Затем изысканно печально изливалась флейта в «Мелодии» Глюка, чтобы спустя несколько минут заискриться весельем «Шутки» Баха под пальцами Дмитрия Филатова. Классические эвергрины сменил международный суперхит современной эстрады — флейта Пана (Михаил Пидручный) в сопровождении органа спела мелодию Франческо Сартори «Time to say goodbye» («Время прощаться»), которую знаменитый тенор Андреа Бочелли впервые исполнил на фестивале в Сан-Ремо 1995 г., и которая два года спустя вошла в его альбом, распроданный в количестве 16 млн. экземпляров.
Очень красивая виолончельная кантилена «Ave Maria» Макса Бруха в исполнении Олега Шейны и трепетно-нежное сопрано Галины Зольниковой в песне И. С. Баха «Bist du bei mir» («Пребудь со мной, Господь») BWV 508 из 2-й Тетради Анны Магдалены Бах 1725 г. направляли воображение к трогательным образам христианской любви.
Но если выступления органиста с солистами-инструменталистами уже знакомы слушателям Органного зала, то для Галины Зольниковой это был более чем успешный дебют.
В сольных номерах Тимура Халиуллина как всегда тесно переплетались барочная и романтическая классика и современные, ХХ-го века, органные композиции. Эта часть программы была едва ли не самой интересной и познавательной с исторической и художественной точек зрения. Преобладали французские авторы.
Финал концерта начался двумя пьесами Жана Алена (1911–1940), ученика Марселя Дюпре и Поля Дюка, композитора и органиста-импровизатора, трагически погибшего во 2-й мировой войне. Среди 140 его опусов 26 пьес написаны для органа. В красочно-колористических, очень необычных пьесах — «Литании» и «Висячие сады Семирамиды» отразилось увлечение композитора средневековьем и культурой стран древнего Востока.
Две последние пьесы связали Италию 17 века и Францию 20 столетия. Прозвучала Канцона Джироламо Фрескобальди из его сборника 1635 г. «Fiori musicali» «Музыкальные цветы», с её многочисленными лёгкими певучими или танцевальными фугированными эпизодами. Интересно отметить, что этот самый известный сборник органных сочинений Фрескобальди был даже в личной библиотеке И. С. Баха.
Затем как музыкальный памятник величайшему итальянскому органисту 17 века зазвучала последняя часть (Эпилог) из «Сюиты памяти Фрескобальди» французского композитора и органиста ХХ века Жана Лангле (1907–1991). Средний раздел Эпилога — быстрая и величественная трёхголосная фуга для педали соло на одну из тем Канцоны Фрескобальди — был исполнен Тимуром Халиуллиным с недюжинной точностью. Бисом стала любимая органистом и публикой баховская Токката и фуга ре-минор.
Праздничный симфонический концерт в двух отделениях в Большом зале филармонии, которым дирижировал заслуженный артист РФ Анатолий Оселков, тоже в некотором роде связал две эпохи в истории филармонии. Именно Анатолий Васильевич более десяти лет назад начал выступать в Белгороде, в том числе и с праздничными концертами в Овальном зале.
И хотя с тех пор филармония перебралась из небольшого деревянного пятикомнатного домика в приличествующие её статусу апартаменты, Анатолий Васильевич по-прежнему остаётся ведущей фигурой в ежегодных филармонических весенних праздничных концертах.
Вот и в этот раз Анатолий Оселков угощал «свою» публику самыми отборными «деликатесами». Тон задавали нисколько не утратившие своей невероятной популярности франко-американские развлекательные хиты ХХ века в оркестровом варианте — «C'est si bon» («Хорошо») Анри Бетти, «Пустячок» («Fiddle-Faddle») Лероя Андерсона, «Увлекательный ритм» Дж. Гершвина, знаменитый степ-фокстрот И. Берлина «Puttin' on the Ritz» («Одеваясь по последней моде») из музыкального кинофильма 1929 г.
Как всегда, в праздничных концертах под управлением А. Оселкова концерт становился феерическим дефиле ведущих певцов филармонии — народного артиста РФ Евгения Григорьева, заслуженных артистов РФ Светланы Ломоносовой и Владимира Бойко, лауреата международных конкурсов Натальи Воскресенской и дипломанта международного конкурса Ирины Колодяжной.
Галина Зольникова, спев в Органном концерте арию Баха, дебютировала и с оркестром Анатолия Оселкова, на прекрасном украинском языке исполнив известную народную песню «Гандзя».
Не удивительно поэтому, что галантный и обаятельный Вл. Бойко именно её умолял — «Будь моей любовью» (в одноименном дуэте Н. Бродски), забыв и думать о своей прежней партнёрше, Наталье Воскресенской. Что ж тут поделаешь, если « у любви, как у пташки крылья». Но и энергичная Наталья Воскресенская не стала долго унывать, тут же перевоплотившись из гламурной дамы середины прошлого века в бойкую хохлушку, которая находит себе мужа (Е. Григорьев), способного терпеть её пинки и колотушки (театрализованный дуэт Одарки и Карася из оперы С. С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем»).
Концерт, как и в прежние годы, был полон новых и неожиданных сюрпризов. Кроме привычных (хотя и некоторых новых для дирижёра ) певцов Анатолий Оселков впервые, и очень удачно, соединился с солистами-народниками, танцорами ансамбля «Мираж» (руководитель — Виктор Карпенко) и хором Елены Алексеевой.
Певучая домра Веры Токаевой прекрасно заменила голос Валерия Леонтьева в оркестровой пьесе Эдуарда Артемьева «Полёт на дельтаплане». Превосходные, едва не бисировавшиеся исполнения лауреатом международных конкурсов баянистом Александром Сахарчуком исполнения «Цыганской рапсодии» В. Гридина и «Либертанго» А. Пьяццоллы в сопровождении оркестра просто не могли не вызвать к жизни симфоническую фантазию «Светит месяц», пьесу, народную в своём генезисе.
А какой приятной неожиданностью было появление Владимира Бойко в песенном репертуаре Муслима Магомаева, женского кумира 60–70-х гг. прошлого века. В любовных песнях Арно Бабаджаняна и в «Элегии» самого М. Магомаева Вл. Бойко заставил трепетать не одно сердце, каким-то непостижимым образом воскресив интонации, манеру, даже тембр голоса романтического кумира советских времён, оставаясь в то же время самим собой — Владимиром Николаевичем Бойко, замечательным певцом-актёром очень хорошего вкуса и высокого мастерства.
Аплодируя танцевальному ансамблю «Мираж», который темпераментно и ярко подводил черту под каждым отделением («Чардаш» Монти в первом отделении и знаменитая еврейская мелодия с хором «Хава нагила» во втором), зрители и не догадывались, что несколько часов назад артисты лихо отплясывали (четыре перемены костюмов!) русские народные танцы и американский степ перед зрителями переполненного Дома культуры в Борисовке.
«Праздник, который всегда с тобой» белгородские слушатели-зрители унесут с последней «серией» концертного марафона 12 марта. Это будет выступление Концертного оркестра духовых инструментов (главный дирижёр — Юрий Меркулов).
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева и Александра Вайнгольца)http://www.afishka31.ruДата публикации:
07.03.2013