20 ноября в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт из произведений западноевропейских композиторов 16–19 веков. В нём приняли участие лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган), Галина Зольникова (сопрано), заслуженная артистка РФ Нина Стрижова (меццо-сопрано) и Камерный хор БГФ под управлением Елены Алексеевой.

Концерты в Органном зале вот уже год пользуются неизменным вниманием белгородской публики, будь то выступления органистов-гастролёров или, тем более, выступления «своих» филармонических артистов. Прошедший концерт привлёк тем больший интерес, что соединил в одной программе разнообразие имён, эпох, стран, жанров и стилей, отчего более чем часовая программа из одного отделения получила название «Музыка на все времена»
Внутри этого разнообразного единства, впрочем, хорошо просматривались несколько составляющих по исполнительскому признаку: органно-вокально-хоровая (Дж. Перголези, Дж. Каччини, С. Франк), органно-вокальная (И. С. Бах), органная (И. С. Бах, Д. Букстехуде, Й. Керль, С. Франк), органно-хоровая (Л. Керубини) и хоровая a capella (Д. Палестрина, А. Лотти).

Также в вокально-органном блоке была хорошо обозначена главенствующая (но не единственная) тема христианско-католической церковной образности в произведениях итальянских, немецких и французских композиторов трёх веков. Это образы Распятия («Stabat mater» Перголези) и Благовещения («Magnificat» Баха и «Ave Maria» Каччини), покаянный псалом «Miserere» Лотти и части из месс Палестрины («Agnus dei»), Керубини («Sanctus») и Франка («Panis angelicus»).


Внутренняя целостность и просветительская составляющая были хорошо заметны и в рассредоточенном органном блоке, где Тимур Халиуллин с блеском и предельно наглядно продемонстрировал технику игры (ногами) на педальной клавиатуре в шедевре молодого И. С. Баха — Экзерсисе для педали соло BWV 598; пьесе, написанной в год жизни в городке Мюльгаузен; пьесе, в которой (как считают исследователи) отразились впечатления молодого Баха от его общения с великим северогерманским органистом Дитрихом Букстехуде в Любеке в 1705 г.

Прозвучавшая в органном блоке первой, величественная, пламенная, больших масштабов Токката ре-минор (BuxWV155) Дитриха Букстехуде непосредственно вела к виртуозному педальному соло Иоганна Себастьяна Баха. А в последовавшей за этим Токкате немецкого композитора 17 века Йоганна Каспара Керля также очень хорошо прослушивалась педаль в виде постоянных длительных держаний баса (т. н. органный пункт) в духе крупнейшего итальянского органиста 17 века Джироламо Фрескобальди.

Несколько особняком оказалось медитативное, возвышенно-серьёзное Кантабиле Сезара Франка (1822–1890) — одна из трёх больших органных пьес 1878 г. (Фантазия, Кантабиле, Героическая пьеса).
Прекрасная акустика Органного зала стала прекрасной оправой для захватывающего акапелльного исполнения хоровой музыки ренессанса и барокко: «Miserere» Антонио Лотти на канонический молитвенный текст 50-го псалма (покаянного) — «Miserere mei Deus» — «Помилуй, мя, Господи» и 6-голосного «Sanctus» из мессы Джованно Пьерлуиджи да Палестрины, самого крупного композитора итальянской католической музыки 16 века.
Концерт открывали 4 номера из кантаты Дж. Перголези «Stabat mater» (№ 1 хор; № 5 дуэт; № 6 ария сопрано; № 3 хор), которые в совокупности воплощали образ безмерной скорби. Выбранный Еленой Алексеевой очень медленный темп первого хора давал ощущение не только эмоции, но и зримой картины нечеловечески тяжкого пути на Голгофу. Женский хор с очень хорошо «прикрытым», но темброво-наполненным звуком дополняли красивые глубокие насыщенные тембры солирующих женских голосов.

То, что меццо Нины Стрижовой прекрасно сочетается с органом, слушатели отметили с её первых выступлений, наслаждаясь музыкальным образом Мадонны в знаменитой молитве Джулио Каччини (голос, хор, орган). Но вчера слушатели открыли для себя и новое удачное сочетание сопрано Галины Зольниковой с органом в арии № 3 из 12-частной кантаты Баха «Магнификат»; арии, которую Альберт Швейцер назвал «лучшим музыкальным воплощением Мадонны в музыке».

Первый концерт филармонии, в котором соединились орган и певцы — первые и удачные подступы к «полнометражному» исполнению старинной западноевропейской музыки 17–18 вв. В репертуар хора Елены Алексеевой уже давно входят сочинения композиторов барокко, но в сотрудничестве с Тимуром Халиуллиным и филармоническими оркестрами крупные вокально-инструментальные шедевры барокко должны зазвучать во всём своём великолепии.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)