Программа с таким названием, состоявшаяся в Большом зале филармонии 15 мая, завершила концертный сезон оркестра русских народных инструментов.
Песенная тема – постоянная, глубинная и неисчерпаемая тема в репертуарном облике любого оркестра народных инструментов, но в каждом концерте лауреата международного конкурса ОРНИ Белгородской филармонии под управлением главного дирижёра заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова она приобретает новые оттенки.
И в этот раз плотно заполненный зал в разгар дачного сезона вновь показал настоящую генетическую укоренённость народной песенной (в том числе, авторской) культуры в сердцах и в сознании современных слушателей разных поколений – примечательно, что в зале было немало детей, как с родителями, так и без них.
Едва ли не бисирование каждого номера красноречиво говорило о том, что слушатели полностью отождествляли себя с мастерским, увлечённым, заражающим исполнением русских, казачьих, украинских, молдавских мелодий, исполняемых оркестром, солистами-певцами и солистами-инструменталистами.
Лёгкий, гибкий, подвижный, выразительный, живой оркестр солировал сам и сопровождал блестящую, разноплановую и разновозрастную команду титулованных солистов, подобранную Евгением Алешниковым, как всегда, умело и точно. Увлечённое, дышащее свежестью детской непосредственности исполнение на ксилофоне юной Марии Козлобаевой, ученицы школы искусств пос. Разумное (класс преп. О. В. Компаниец). Певучие и виртуозные балалайки молодых солистов оркестра Юрия Фукалова и Андрея Буйвита.
И, занявшее основную часть программы, выступление мастеров народной песни – лауреата международных конкурсов солистки Тамары Кузнецовой и солиста национального академического оркестра русских народных инструментов им. В. Осипова заслуженного артиста РФ Василия Пьянова.
У Тамары Кузнецовой, о чьём пути на профессиональную сцену из самодеятельности рассказала бессменная ведущая народных концертов Ирина Точитская, немало поклонников на Белгородчине, где она выступает постоянно. В этот раз её голос, тугой, как натянутая струна в «Гай да, тройка» и ласково-сердечный в лукаво-игривой «Ах, Коля-Николаша» показал, что певица постоянно расширяет арсенал вокальных исполнительских красок.
Начало постоянных творческих отношений очень востребованного сегодня исполнителя народных песен Василия Пьянова с Белгородской филармонией относится к декабрю 2010 г., когда прославленный певец был приглашён выступать на торжествах в честь открытия нового здания филармонии. В нынешний, третий, свой приезд в Белгород певец, уроженец оренбургских казачьих степей, наряду с ювелирным вокально-актёрским исполнением старинных русских народных песен («Бывали дни весёлые», «Улица» А. Дюбюка), погрузил слушателя в неподражаемую стихию казачьих – донских, южно-украинских – песен. Это и стало той особой неповторимой интонацией концерта, когда в последнем своём появлении певец – есаул казачьего Донского войска – вышел на сцену в военном обмундировании.
Баритон Василия Пьянова, столь же естественно красивый, как русская природа, совершенно неотразим в проникновенной лирике piano («Что затуманилась, зоренька ясная»), где его голос (как и во многих других моментах) воздействует тем сильнее, что не утрачивает ни глубины, ни чистоты своего замечательного природно-красивого тембра.
Покидая зал, слушатели уносили не только хорошее настроение, но – некоторые, особо удачливые – выигранные в лотерею подарочные сертификаты на абонементы народного оркестра в следующем 48-м концертном сезоне.
Нина Синянская
Фото Антона ЧЕРЕВА.