16 мая в Большом зале филармонии состоялся последний концерт абонемента «Шедевры мировой музыки», в котором по традиции сосредоточены самые главные и крупные симфонические и вокально-симфонические премьеры сезона.
В исполнении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина прозвучали «Альпийская симфония» ор. 64 Рихарда Штрауса (к 150-летию со дня рождения композитора) и Концерт для фортепиано с оркестром ор. 38 Сэмюэля Барбера (солист – лауреат международных конкурсов Рустем Кудояров, Москва).
Оба исполнения – премьеры в Белгороде и оба исполнения для оркестра филармонии сродни восхождению на вершины Баварских Альп, красоты которых так упоительно музыкально живописал Р. Штраус в своём последнем программном симфоническим шедевре.
В первом отделении публика познакомилась с одним из самых ярких сочинений фортепианной концертной классики ХХ века.
Концерт был написан в зрелый период творчества С. Барбера (1910-1981) и предназначался для выдающегося американского пианиста Джона Браунинга (1928-2003). Концерт был исполнен в год написания (1962), а год спустя сочинение было удостоено престижной национальной награды в области искусств – Пулитцеровской премии.
Музыка концерта отмечена свойственной зрелому стилю Барбера лирико-романтической экспрессией (2-я тема 1-й части; 2-я часть) и изощрённо-сложной ритмикой (3-я часть). Она строится на ярких образных внутренних контрастах и динамичных состязательных взаимоотношениях солиста и оркестра, следовать за которыми слушателю в процессе исполнения было очень интересно.
Хорошо знакомого белгородцам пианиста-виртуоза Рустема Кудоярова, как и Рашита Нигаматуллина привлекают масштабные, крупные технически сложные фортепианно-симфонические полотна, такие как сыгранные ими (май, 2008) 2-й концерт Прокофьева или (октябрь, 2009) 1-й концерт Брамса. То, что в Белгороде прозвучал очень сложный и очень красивый концерт С. Барбера – новая страница сотрудничества пианиста и дирижёра.
Симфоническое наследие Р. Штрауса появляется в афишах филармонических концертов несколько чаще – за последние пять лет прозвучали (под управлением Евгения Бушкова) «Метаморфозы» и «Танцевальная сюита на темы Куперена»; а под управлением Рашита Нигаматуллина – симфонические поэмы «Тиль Уленшпигель» и «Дон Жуан». Но премьера «Альпийской симфонии», оставшаяся в истории музыки апогеем программной иллюстративной звукоизобразительности, в живом звучании ошеломляет гигантским масштабом, невероятной роскошью оркестровых красок и неистощимым богатством изобразительных эффектов.
Впервые слушатели лицезрели и внимали невероятной величины оркестру (две арфы, электроорган, расширенные группы духовых, особенно меди и экзотическим инструментам из арсенала театральных оркестров, вроде ветряной машины). Этот оркестр играл свет и темноту, восход и закат солнца, голоса птиц и шум водопада, грозу и бурю в горах и многое другое.
Трудно не выразить восхищение перед огромностью выполненной оркестром под управлением Р. Нигаматуллина задачи. Оркестр в Белгороде сыграл столь монументальное сочинение всего лишь на двадцатом году своего существования, тогда как подступы и воплощение этой величественной гигантской музыкальной фрески заняли у невероятно работоспособного и продуктивного композитора более четверти века.
Поистине замечательный подарок в честь своего юбилея приготовил свои слушателям симфонический оркестр филармонии и его главный дирижёр Р. Д. Нигаматуллин.
Нина Синянская