Пианист и композитор Сергей Главатских: «Музыка — это образ жизни»
Добавлено 08 февраля 2011 muzkarta
Сергей Главатских (фортепиано, композитор)
В прошедшие выходные в Белгородской областной государственной филармонии состоялся концерт пианиста, победителя международных конкурсов, солиста Московской государственной филармонии, преподавателя Московской консерватории Сергея Александровича Главатских. В наш город он приехал не в первый раз и уже довольно много произведений сыграл в сопровождении Белгородского симфонического оркестра под руководством Р. Г. Нигаматулина. Чтобы оценить профессионализм и виртуозность исполнения произведений Сергеем Главатских — необходимо посетить концерт в филармонии. А узнать больше об этом пианисте, как о личности разносторонней, поможет беседа, записанная нашим корреспондентом Надеждой Титовой.
— Сергей Александрович, владеете ли Вы каким-либо музыкальным инструментом помимо фортепиано?
— Нет. Я всю жизнь играю на рояле. Но жаль, что мимо меня прошли такие инструменты, как клавесин, орган. Я, конечно, пробовал играть на органе, но это совершенно особое царство: кроме клавиш между роялем и органом нет ничего общего. А погружаться в изучение другого инструмента — просто нет времени. Ведь помимо концертов у меня ещё много учеников.
— То есть свободного времени практически нет?
— Пока занимаюсь концертной деятельностью — я полностью этому отдаюсь, когда не занимаюсь этим — у меня ученики, когда нет учеников — у меня, собственно, семья с двумя детьми, которые меня очень редко видят. Я предупреждаю многих своих учеников — эта профессия очень жестокая, потому что она «сжирает» человека целиком, без остатка.
— Сергей Александрович, а почему Вы стали музыкантом?
— У меня семья не музыкальная: мама, например, инженер. Но иногда бывает так, что профессию не выбираешь, она сама как-то выбирает человека. Тем более что у музыкантов всё начинается с детства, а потом, когда уже попадают в профессиональное русло, — это становится образом жизни. А ещё есть такое странное состояние: когда не сыграл какой-то концерт или несколько концертов в сезон, то есть ощущение, что зря терял время. Музыкальный процесс протекает сквозь тебя…
— А какой музыкальный инструмент находится у Вас дома?
— У меня уже лет пятнадцать есть рояль. Изумительный Steinway, на подобном инструменте Рахманинов когда-то играл.
— Какой вид искусства, на Ваш взгляд, близок к музыке?
— Литература. Живопись, конечно, не менее божественна и прекрасна, но стихия поэтической речи наиболее близка к музыке.
— Сергей Александрович, а как Вы относитесь к современной музыке?
— Я её просто не знаю, это проходит мимо меня. А то, что иногда попадает на слух, мне, как правило, мало нравится.
— Ваш любимый композитор?
— Всех люблю! Я вообще музыку хорошую люблю. Чайковского я очень люблю. Не потому что преподаю в консерватории имени Петра Ильича, хотя это как-то должно накладывать отпечаток. После концерта в вашем городе я могу гордиться, что в моём репертуаре есть все четыре концерта Чайковского.
— Есть ли такой композитор, за исполнение произведений которого Вы берётесь с неохотой?
— Есть такой, чрезвычайно модный в последнее время, композитор, Астор Пьяццолла. Это аргентинский композитор, который пишет танго. Сейчас его много играют академические исполнители. На самом деле это вообще «попса». Не люблю. А так, я очень люблю играть новую музыку. Несколько раз участвовал в фестивале «Московская осень», когда мог сыграть «сырые» рукописи новых композиторов.
— Вы волнуетесь перед концертами?
— Да. Хотя всё по-разному бывает. Когда напряжённый концерт, скажем, в Москве в Центральных залах консерваторских, когда на концерты приходят много коллег… Но это часть профессии, Паники, конечно, никогда не бывает. Самое главное — правильная подготовка.
— Сергей Александрович, Вы боитесь критики?
— Критика тоже разная бывает. Это всегда повод для размышлений. Музыка — субъективна, и здесь роль играет кто критикует. Чем крупнее музыканты, чем опытнее концертанты, тем они тщательней выбирают выражения. Сцена — это место своеобразное, здесь может всякре случиться. Любое исполнение зачастую зависит от секунд, от момента, от состояния. Тот, кто сцену «нюхнул», тот никогда не будет другого исполнителя неаккуратно обсуждать.
— Люди творческие зачастую подвержены различным суевериям. Скажите, есть ли у Вас талисман или ритуал перед выходом на сцену?
— Мне уже давно объяснили роль сценического психоза, и с какого-то момента я начал за этим следить. Всякого рода побочные мысли отвлекают. Предположим, кто-то придумал, что именно определённой ногой необходимо ступить на сцену. Вот сидишь за роялем и думаешь: той или не той ногой ты наступил? Это же такая глупость! И так много вещей, которые нужйо держать в голове, когда сидишь за роялем.
«Белгородские известия» 8 февраля 2011 года
Автор: Надежда Титова
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal
Комментарии
Сергей, Липецк, 01 августа 2017:
Поделитесь пожалуйста информацией, когда Сергей Александрович стал композитором.
inga-majorova, 02 августа 2017:
"В годы учебы в школе успешно выступал в концертных залах Свердловска, участвовал в городских и региональных конкурсах. В 1982 г. принимал участие в Международном детском фестивале искусств в Софии как пианист и композитор". (Из биографической справки на сайте МГК)
Людмила, Москва, 11 ноября 2015:
Вчера, 10 ноября 2015 года, в БЗМК слушала в исполнении С.А.Главатских Концерт для фортепиано с оркестром Л.-В.Бетховена.
Потрясена профессионализмом и виртуозностью МАСТЕРА!Полёт его рук над клавишами и извлекаемые звуки завораживают!