Заслуженный артист Республики Татарстан Альберт Жалилов (баритон, Санкт-Петербург) и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский»
под управлением дирижера Государственного академического Большого театра России Айрата Кашаева исполнили музыку австрийских, итальянских и мексиканских композиторов, составляющую «золотой фонд» мирового классического и эстрадного репертуара. Прозвучали увертюра и Тост князя Орловского из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь», ария графа Альмавивы из оперы «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, увертюра к опере «Сорока-воровка» Джоаккино Антонио Россини, интермеццо из оперы «Манон Леско» Джакомо Пуччини, интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи, неаполитанские песни «Non ti scordar di me» Эрнесто Де Куртиса и «Скажите, девушки» Энцо Фуско, сицилийская народная песня «Abballati», песня «Mexico», песня «Как много девушек хороших» Исаака Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята» а также «Данцон» № 2 Артуро Маркеса. Каждое произведение было эмоционально и выразительно исполнено, а некоторые номера даже театрально обыграны музыкантами, что нашло горячий отклик у слушателей. Лейтмотивом всего концерта была любовь в самых разных её оттенках: счастливая и неразделённая, легкомысленная, всепоглощающая и страстная, приносящая страдания или наоборот, освобождение и радость герою (как, например, в шуточной песне «Весел я» Чезаре Андреа Биксио).
Альберт Жалилов ранее уже выступал в Ульяновске, в том числе, в рамках фестиваля «Мир, Эпоха, Имена». К огромной радости поклонников его таланта певец вновь стал гостем фестиваля и его концерт, как и два года назад, совпал с весенним праздником.
Альберт Жалилов покорил публику буквально с момента выхода на сцену: безупречный вокал, благородная манера исполнения, как классики, так и мелодичных неаполитанских песен, непринуждённая манера общения с залом и невероятное сценическое обаяние.
«Конечно, праздник повлиял на выбор программы концерта. Если проанализировать, очень многие вокальные и инструментальные произведения писались мужчинами для женщин. Поэтому, „всё есть любовь“, и музыка — это любовь, конечно. Когда мы подбирали программу к праздничному концерту, мы старались, чтобы были очень красивые инструментальные произведения для оркестра, и, где-то игривые, а где-то страстные и драматичные вокальные произведения. В этой программе представлена полная палитра чувств и эмоций. Здесь каждое произведение — бриллиант. Мы постарались сделать программу для души, для сердца, для того, чтобы испытать эмоции и погрузиться в эту атмосферу. Но в то же время, в программе есть много игровых моментов, живых, которые я думаю, понравились зрителям», — прокомментировал Альберт Жалилов.
Молодой дирижёр Айрат Кашаев стал одним из открытий фестиваля. Как отметила музыковед Ирина Кривошеева, в его интерпретациях чувствовалась театральная практика, внутреннее сценическое видение музыки и поиски новых оригинальных решений в исполнении известных произведений.
«Я впервые в Ульяновске, мне очень приятно и хочется верить, что эта встреча — только начало. С первых репетиций у меня возникло ощущение, что мы с оркестром давно знаем друг друга, поскольку, взаимопонимание возникло буквально с первых минут. Мне есть с чем сравнивать, я работал с разными коллективами. Часто складываются разные отношения между музыкантами и дирижером, но здесь с первой минуты, с первого взмаха и звука мы поняли, что давно вместе. Это был тот день, когда я понял, что обратного пути нет, мы обречены на успех», — рассказал Айрат Кашаев.
Московский дирижер дал мастер-класс для студентов отделения хорового дирижирования музыкального училища УлГУ, в ходе которого поделился своим опытом работы с хором и оркестром в театре, дал несколько советов будущим дирижерам, главный из которых — учиться.
«Талант дается свыше, а вот навыки — можно приобрести. Мне кажется, одними из основополагающих черт, которые должны быть у дирижера, — являются большая собранность и концентрированность. В спектакле бывает момент, когда происходит некий форс-мажор, и задача — не остановиться, довести спектакль до конца, сделать так, чтобы и зрители в зале не поняли, что случилось. Дирижеру необходима собранность, умение следить за всем одновременно. Это не только музыка, не только оркестр, не только хор, певцы, но иногда и декорации, свет. Даже иногда приходится искать творческое решение технической ошибки. Это очень специфический момент. Необходимо знание всего специализированного материала спектакля в целом. Навыку собранности можно научиться, нужно делать все то, чему учат педагоги. Поэтому, мой совет — учиться», — пояснил известный дирижер.
Мастер-класс прошел в рамках off-программы 59-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» и проекта Ленинского мемориала для одаренных детей Ульяновской области «Мир детства».
Напомним, что следующие концерты Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» в рамках 59-го фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» пройдут 14, 21, 27 марта и 3 апреля. Гостями фестиваля в эти дни станут известные исполнители лауреаты международных конкурсов Артем Дервоед (гитара, Москва), Юрий Медяник (баян, Москва), актёр театра и кино заслуженный артист России Сергей Чонишвили
(Москва), заслуженная артистка России Агунда Кулаева (солистка Большого театра России, меццо-сопрано), заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Алексей Татаринцев (солист Московского театра «Новая опера», тенор).