Promessa значит обещание

Добавлено 14 ноября 2013 muzkarta

Лукас Генюшас (фортепиано), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Фёдор Софронов (композитор)

Белгород вовлечён в празднование культурного года крупнейшего композитора современности Витольда Лютославского

12 ноября, Белгород. Концерт, посвящённый 100-летию со дня рождения Витольда Лютославского. Дирижирует Роман Ревакович (Польша)

Витольд Лютославский — одна из значительнейших фигур мирового музыкального ландшафта XX века. Польский композитор, дирижёр, после себя он оставил огромное наследие, которое повлияло и продолжает влиять на поколения композиторов, исполнителей, слушателей. 2013-й стал годом столетия со дня рождения Лютославского, в празднование которого включились 18 стран мира и 40 городов. Среди них — и Россия, и Белгород. 12 ноября произведения признанного польского классика звучали в Белгородской государственной филармонии. Представил программу белгородский Симфонический оркестр (главный дирижёр — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин). Дирижировал Роман Ревакович (Польша). Партию фортепиано исполнил лауреат международных конкурсов Лукас Генюшас (Москва).

Сто лет легенде

Лютославский родился 25 января 1913-го. Сто лет спустя Польша начала отмечать торжество, посвятив памяти великого композитора множество разноформатных событий. Оно и понятно — после Фридерика Шопена Лютославского считают главным польским классиком. Вот только некоторые свидетельства его достижений… Первый лауреат премии Гравемайера, лауреат премии имени Соннинг и премии Гердера, премии Эрнста Сименса, премии Киото. Награждён золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании. Командор французского Ордена искусств и литературы, польского Ордена Белого орла. Почётный доктор многих университетов, включая Кембриджский.

Очевидно, Лютославский — легенда не только национальной музыки, но и мировой. Для нашей страны это особенно справедливо, поскольку музыкальные культуры Польши и России взаимодействовали, «находились в теснейшем соприкосновении ещё с эпохи барокко», и сочинители от Шопена до Лютославского воздействовали на форму и содержание русской музыки (мнение музыковеда, композитора Фёдора Софронова). Что ж,
вековой юбилей — отличный повод обратить мировое музыкальное сообщество к творчеству выдающейся личности. А, возможно, многие и откроют для себя произведения Лютославского.

Думаю, для большинства белгородских слушателей превосходно исполненная музыка поляка стала именно открытием. Концерт в Белгороде состоялся в рамках программы «Лютославский 2013 — Promessa», возникшей в первую очередь благодаря Министерству культуры и национального наследия Польши и польскому Институту музыки и танца.

Скромный гений

— Музыка Лютославского прекрасно структурирована, и в ней есть замечательный баланс между точным композиторским расчётом и глубоким эмоциональным содержанием, которое в том числе имеет и биографический характер… Это сочетание интеллектуального и эмоционального начал в их высших проявлениях… делает музыку Лютославского уникальной, — отозвалась о польском мастере выдающаяся немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер.

Музыка для Лютославского — «богатый, самодостаточный мир». Он воспринимал её вне всяких ограничений — национальных, временных, жанровых… Его творчество называют оригинальным, новаторским, его музыкальный язык — смелым, экспериментальным. Искусству композиции Лютославский обучался в консерватории родной Варшавы. У Витольда Малишевского — ученика Николая Римского-Корсакова. Ранние годы его сочинительства отмечены обращённостью к фольклору. В эту пору его творчество мыслят в рамках неоклассицизма. С конца 1950-х он творит в авангардной технике алеаторики, и сам называет свой метод «контролируемой алеаторикой». До последних дней он искал новые пути музыкального выражения — варьировал манеру письма, старался избегать повторения своих приёмов.

По свидетельствам коллег и публики, композитор никогда не стремился к той славе и популярности, которой достиг. Был невероятно скромным, считал, что главное — честно делать своё дело и только. И всегда ориентировался на слушателей — на их понимание, на те чувства, которые вызывает в них музыка. Старался воспринять свои сочинения как бы ушами слушателей. И полагал, что если должного эффекта они не вызывают, то какой бы изощрённой ни была организация музыкального материала, ценности в них нет.

Силами трёх

Музыкальные силы Польши (дирижёр Роман Ревакович), Москвы (пианист Лукас Генюшас) и Белгорода (Симфонический оркестр БГФ) сплотились для того, чтобы представить произведения Лютославского на высшем уровне мастерства. Музыканты нашего оркестра продемонстрировали техническую виртуозность, рациональную погружённость в исполняемые партитуры и их чувственное переживание. Махиной оркестра в тот вечер управлял Роман Ревакович — известный польский музыкант, дирижёр и композитор, музыкальный общественный деятель. Его называют в числе лучших современных интерпретаторов сочинений польского классика. К слову, концерт включён в филармонический седьмой абонемент «Виват, маэстро!», в рамках которого нам представляют ведущих дирижёров современности. Энергия, крайне эмоциональная манера Реваковича поразила. Как поразила и блестящая игра «одного из лучших молодых пианистов нашей страны» Лукаса Генюшаса. Вместе они раскрыли те удивительной красоты гармонии, своеобразие фактур, глубокомыслие музыки, что заложены в произведениях Лютославского.

Что же вошло в программу выступления? Оригинальная «Маленькая сюита» для оркестра (1950). И «Книга для оркестра» (1968). Говорят, у тех, кто изучит «Книгу» Лютославского, больше не останется секретов в области выразительных возможностей тембра. Из поздних крупных опусов Лютославского, где гармонический язык композитора становится зрелым, глубоко индивидуальным, в Белгороде прозвучали «Цепи III» (для оркестра, 1986). «Цепи III» сконструировано по принципу «сцепления» (частичного наложения) коротких разделов. При этом они различаются по фактуре, тембровым и мелодико-гармоническим характеристикам. Линия блестящего романтического пианизма «большого стиля» продолжена в Концерте для фортепиано с оркестром (1988). И это — одна из самых исполняемых партитур Лютославского.

Музыканты затихали под нарастающие аплодисменты слушателей. Когда открывали нынешний филармонический сезон, Рашит Нигаматуллин обещал, что симфонические премьеры произведений Лютославского станут для белгородских поклонников высокой музыки настоящим открытием. Так оно и случилось — судя по тому восхищению, по тому желанию обязательно выразить благодарность, с которыми публика провожала артистов.

Екатерина ШАРОНОВА,
Юрий БОГРАД (фото)

http://белвести.рф/13.11.13–18231.html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору