С выдающимся молодым российским скрипачом Никитой Борисоглебским (г. Москва) белгородская публика впервые познакомилась в 3-м концерте симфонического абонемента «Шедевры мировой музыки», который состоялся в Большом зале Белгородской филармонии 24 февраля. Симфонический оркестр под управлением главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина исполнил хорошо известные классические шедевры П.И. Чайковского.
В программе концерта прозвучали: Сюита №3 ор.55 Соль-мажор и Концерт для скрипки с оркестром ор.35 Ре-мажор. Исполнение их в этот вечер стояло на такой высоте, которая, к счастью для белгородских любителей классики (кстати, весьма плотно заполнивших зал), всё чаще становится нормой.
3-я сюита Чайковского была сочинена в апреле-мае 1884 г, в один из тех спокойных и счастливых периодов жизни композитора, когда он подолгу жил в кругу близкой и любящей его семьи сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, в украинском имении Давыдовых Каменка. Все четыре сюиты Чайковского, написанные в т.н. «зрелый» период несут на себе яркий личностный отпечаток, каждое из них – страница автобиографии их автора.
3-я сюита – сочинение любимое, входящее в репертуар многих оркестров. Её исполнительская судьба с самого начала складывалась на редкость счастливо. Как и много лет спустя в Белгороде, 3-я сюита с большим успехом прозвучала впервые в Петербурге в 1885 г. под управлением Ганса фон Бюлова.
После петербургской премьеры младший брат композитора Модест Ильич Чайковский писал: «Ни одно его произведение, ни до, ни после, не было принято с первого раза так единодушно восторженно». Слушательскому приёму вторила пресса, отмечая «богатство воображения и мелодический размах; мастерство и лёгкость, с которыми композитор распоряжается средствами современного оркестра».
Сам Чайковский был очень удовлетворён своей работой и впоследствии неоднократно включал 3-ю сюиту в программы своих концертов в России и за рубежом. Спокойный, эмоционально разнообразный но бесконфликтный характер 4-частного цикла (Элегия; Меланхолический вальс; Скерцо; Тема с вариациями) и блестящее мастерство оркестровки сделали 3-ю сюиту одним из фаворитов русского симфонического репертуара.
Сюиту отличают от прочих две особенности – её хорошо выраженный танцевальный характер и наличие множественных ассоциативных связей с уже сочиненными и будущими творениями Чайковского.
Так, Элегия вызывает ассоциации с музыкой «Евгения Онегина»; Меланхолический вальс – с «Пиковой дамой»; скерцо – со скерцо 4-й симфонии и маршами «Щелкунчика». Сюиту венчает масштабный финал – тема и 12 вариаций.
Финал – это своего рода «сюита в сюите», это череда сменяющих друг друга жанровых образов. Лирическая песня, плясовая, пастораль духовых, вторжение «Dies irae», тарантелла, фуга и – перед большой заключительной вариацией-полонезом – развёрнутая каденция солирующей скрипки (соло скрипки – концертмейстер Ирина Бывальцева).
Светлая жизнеутверждающая лирика трёхчастного скрипичного концерта звучала в исполнении эксклюзивного солиста Московской государственной филармонии, лауреата международных конкурсов знаменитого Никиты Борисоглебского.
Искусство молодого скрипача (род. 1985 г.) вот уже второе десятилетие пользуется повсеместным признанием и заслуженной славой. Ещё будучи студентом, а затем и аспирантом класса профессора Эдуарда Грача в Московской консерватории, Никита Борисоглебский завоёвывает награды на самых престижных международных конкурсах, таких как конкурс им. Чайковского в Москве, им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, затем – им. Я. Сибелиуса в Хельсинки, им. Ф. Крейслера в Вене.
Его талант отмечен поддержкой многих отечественных и международных музыкальных фондов, в частности, в 2009 году «Международный фонд Майи Плисецкой и Родиона Щедрина» удостоил его награды «Скрипач года».
Сегодня Никита Борисоглебский говорит, что его конкурсная карьера закончена. Концертный график знаменитого молодого музыканта очень насыщен, заполнен выступлениями в городах России и странах Европы. С 2008 г. музыкант живёт одновременно в Москве и Брюсселе (Бельгия), где совершенствует своё мастерство в частном Колледже музыки им. Королевы Елизаветы, постигая тонкости исполнительского искусства европейского скрипичного репертуара.
В 2009 году бельгийская газета «La Libre Belgique» отмечала в игре скрипача «...глубину музыкального мышления, безупречную технику и редкое сочетание элегантности, естественности и бескомпромиссной строгости исполнения», а Родион Щедрин говорит о легко читаемой в исполнении Борисоглебского связи с лучшими традициями русской скрипичной школы.
Музыкант подтвердил, что в Белгороде он играл концерт Чайковского на раритетной скрипке, созданной мастером из Кремоны Доменико Монтаньяно в 1723 г. Первые же звуки солирующей скрипки – мягкие, певучие, бесконечно нежные – заставили публику притаить дыхание. А когда в каденции 1-й части зазвучали чистейшие флажолеты на пианиссимо, казалось, что огромный зал перестал дышать.
По словам одной из первых учительниц знаменитого скрипача в Ростовском музыкальном лицее (музыкант родом из Волгодонска Ростовской области, где и сейчас живут его родные) Никита Борисоглебский обладает редким даром «светлого, светящегося таланта».
Отблеск этой лучащейся светлой энергии уносили белгородские слушатели от первой, и как хочется думать, не последней встречи с великолепным скрипачом.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская