Международная карьера молодого российского музыканта Никиты Борисоглебского началась после блестящих выступлений на международных конкурсах им. П.И. Чайковского в Москве (2007) и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (2009). «И в классических опусах, и в сочинениях современных авторов с первых же звуков скрипки в игре Борисоглебского ощущаешь индивидуальность молодого русского виртуоза, его властную волю, связь, читаемую легко, с лучшими традициями скрипичной школы России», – говорит знаменитый композитор Родион Щедрин.
– Вы поступили в Московскую консерваторию в 15 лет, уехав из родного Волгодонска в очень юном возрасте: тяжело ли было учиться в окружении гораздо более зрелых студентов?Международная карьера молодого российского музыканта Никиты Борисоглебского началась после блестящих выступлений на международных конкурсах им. П.И. Чайковского в Москве (2007) и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (2009). «И в классических опусах, и в сочинениях современных авторов с первых же звуков скрипки в игре Борисоглебского ощущаешь индивидуальность молодого русского виртуоза, его властную волю, связь, читаемую легко, с лучшими традициями скрипичной школы России», – говорит знаменитый композитор Родион Щедрин.
– К сожалению, плодотворное обучение игре на скрипке на сегодняшний день возможно только в российских столицах. Поэтому при всем моем уважении к моим ростовским педагогам Татьяне и Олегу Багиным и Ирине Логуновой, которая учила меня в Волгодонске, мы с родителями использовали первый подходящий момент, чтобы поступить в Москву. Я рано осознал серьезность профессии, и в 15 лет чувствовал себя даже старше некоторых своих сокурсников.
– Вы участвовали во многих зарубежных конкурсах. Собираетесь ли продолжать и какова цель?
– Цели просты: самоутвердиться, окрепнуть, пройти через тяжелую психологическую школу подготовки к конкурсу и выступлений на нем; попытаться выйти на новый «рынок», и, кроме того, заработать денег, что немаловажно ввиду скромных заработков музыкантов и постоянно взлетающих цен на инструменты, услуги мастеров…
– Вы как-то ощущаете на себе тот момент, когда молодой талант превращается в зрелого мастера?
– Нет. Я думаю, что если быть честным перед собой, то до самого конца своей карьеры будешь находить несовершенства в своей игре и пытаться их исправлять. Примером такого отношения к музыке для меня является великий Святослав Рихтер и музыканты, с которыми мне посчастливилось быть знакомым – Щедрин, Гутман, Кандинская. А появление ощущения того, что ты Мастер, скорее будет свидетельствовать об обратном.
– Есть новые идеи для будущего сезона?
– Cыграть в один вечер три скрипичных концерта Чайковских – Петра Ильича, Бориса и Александра.
– Если бы вы не стали скрипачом, то какую бы выбрали профессию?
– Я и до сих пор хотел бы научиться чему-нибудь еще! Например, профессиям врача и летчика. И, конечно, знать много иностранных языков!
Блиц
– Что для вас важнее: творческое удовлетворение или успех?
– Творческое удовлетворение гораздо важнее. Успех же показывает, насколько ясно и доступно мне удается воплощать свои идеи.
– За что вы себя уважаете?
– Пытаюсь следовать завету Станиславского: «Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Для меня в данном случае значение слов «любить» и «уважать» довольно близко.
– За что вы себя критикуете?
– За лень. Хотелось бы успеть сделать в жизни многое, но леность часто мешает.
– Ваша мечта на сегодняшний день?
– Мечтаю, чтобы положение российской музыкальной культуры изменилось, молодые музыканты не стремились уезжать из страны, а оставались в России и гордились своей профессией, и это происходило бы не только в столицах!
Театрал