В Воронеже Миша Майский признался, что уже 40 лет живет с любимой дамой – виолончелью
6 июня в Воронеже выступил виолончелист Миша Майский. Звезда мировой музыки дал концерт в филармонии на
третьем Платоновском фестивале. А до представления пообщался с журналистами. Музыкант поразил акул пера своей демократичностью, непосредственностью и чувством юмора.
Майский – человек мира: родился в Латвии, жил в России, представляет Израиль, в который после отсидки эмигрировал, сейчас живет в Бельгии. Талант в юном музыканте разглядел Мстислав Ростропович, пригласивший его к себе в ученики. Правда, московскую консерваторию у маэстро Ростроповича (имеющего воронежские корни) Миша так и не окончил, хотя осталось сдать два экзамена (по специальности и научному коммунизму) – сидел в Бутырской тюрьме и горьковской колонии.
- Вряд ли у меня получится сдать научный коммунизм, поэтому придется работать и дальше без диплома, - шутил Майский.
О Мстиславе Ростроповиче Майский вспоминает с радостью и теплотой.
- Если бы я мог писать, с удовольствием написал бы о нем книгу! – восторженно объявил маэстро. - В восемь лет я принял два очень важных решения - бросил курить и решил играть на виолончели. Ростропович уже тогда был моим кумиром. Однажды я услышал интервью с ним и категорически отказался идти к логопеду исправлять свою речь. И вот после конкурса имени Чайковского моя мечта сбылась: он взял меня к себе в класс. По моему мнению, как педагог он был более велик, нежели как виолончелист. Виолончель не давала ему возможности полностью выразить себя, свое воображение. Поэтому он и начал дирижировать. На первую свою премию после конкурса я даже купил магнитофон, чтобы записывать его уроки. И они недавно были использованы в фильме о нем. Я учился и у Пятигорского. Это были самые счастливые четыре месяца в моей жизни. Однако я не хочу сказать, что Ростропович был худшим учителем. Просто их нельзя сравнить, также как и Бетховена с Моцартом. Ростропович очень часто напоминал мне, что инструмент - это лишь инструмент для достижения главной цели – музыки. Мы должны доносить ее до слушателя, а не показывать, как звучит инструмент. Сейчас молодые талантливые музыканты считают, что надо играть как можно больше, чтобы играть чище, громче и лучше. А Ростропович же считал самым главным помочь студенту понять, что хотел сказать композитор. И тогда он сам найдет путь к правильному исполнению. Как мы с вами. Не важно, кто какой дорогой сюда пришел, главное - что мы на месте.
Невероятно энергичный и загорающийся человек, Майский признался, что для музыканта главное – быть влюбленным в музыку, а не совершенствовать технику до безупречности. Виртуозность не должна становится самоцелью, иначе пропадает самое главное, ради чего играешь – музыка. Покорить зрителя можно, только пропуская через себя произведение, а не сосредотачиваясь на чистоте исполнения.
То, что музыкант сам невероятно эмоционален, и этим берет зрителя, было заметно сразу. Майский с гордостью и умилением показал в своем айфоне фотографии младших детей, которые тоже занимаются на виолончели. Всего наследников у Майского пятеро и младший родился три месяца назад.
Еще Майский признался, что питает любовь к своей постоянной партнерше – виолончели.
- Это почтенная дама, 1720 года рождения. Сделал ее итальянский мастер Доменико Монтаньяно. Мы вместе уже 40 лет! И живем душа в душу, - улыбался музыкант.
Яркое исполнительское мастерство маэстро воронежская публика оценила – Майского провожали овациями.
Текст и фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯkp.ru